Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Гордило Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад с. Октябрьское

Населенный пункт: Томская область, с. Октябрьское

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях человеку необходимо уметь мыслить, самостоятельно добывать знания, оперировать ими.

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем. И тому подтверждение - его интерес к различного рода исследовательской деятельности, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, умение выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания, что и предполагает образовательная область «Познавательное развитие». В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Главное, чем должен руководствоваться педагог, работая в данном направлении – это то, что ребёнок усвоит крепко и надолго тогда, когда не только услышит и увидит, но и сделает сам!

Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.

Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:

  • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
  • природный материал (камешки, песок, семена и т.п.)
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)
  • прочие материалы - лупы, весы, песочные часы и т.д.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

–распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

–за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения я использовала следующие:

Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

А также элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из словесных методов обучения применяю в своей работе следующее:

-Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

-Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

-Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Формы работы с детьми:

–фронтальные;

–групповые;

–индивидуальные.

Эксперименты бывают:

  • индивидуальные или групповые;
  • однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

Работа с детьми:

-конспекты НОД с элементами экспериментирования;

-перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

-диагностика детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;

-картотека опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

-консультации для родителей по данной теме;

-памятки.

Работа с воспитателями:

-консультации.

Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных формах:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.

Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть сыр!»

Или: «Ребята, Данил спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Дарина говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

  • Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

Закончите предложения:

У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

Щучий хвост более теневынослив, чем…

Назовите сходства этих цветов:

- зеленые;

- цветут;

- требуют умеренного полива;

- размножаются делением куста или листовыми черенками.

Назовите различия:

- в размерах;

- в окраске листьев;

- в форме листьев;

- в форме и цвете цветов;

- в отношении к свету.

  • Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаем сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед. Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление нужно обращать внимание на следующую структуру:

‒ формулирование проблемы (познавательной задачи);

‒ выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;

‒ проверка предположений, гипотез;

‒ подведение итогов, вывод;

‒ фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности детей необходимо использовать различные стимулы такие как:

‒ новизна, необычность объекта;

‒ тайна, сюрприз;

‒ мотив помощи;

‒ познавательный момент (почему так);

‒ ситуация выбора.

Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста:

‒ детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

- если воспитатель будет радоваться открытиям своих воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;

  • дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интерес ого, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;

‒ необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

‒ соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, т.к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Работа по данному направлению предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Также, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводятся консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Мы в лесу», «Наши домашние питомцы» и др.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельностью, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

литература:

1.Дыбина О. В Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.

2.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15«Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

3.Рыжова Н. А.Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

4.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком//Обруч,1997. — № 2.

Опубликовано: 12.12.2021