Развитие связной речи дошкольника – одно из условий готовности ребёнка к школе

Конференция: Современный детский сад

Автор: Борейшо Алла владимировна

Организация: МБДОУ Детский сад «Настенька»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Автор: Корниенко Ирина Александровна

Организация: МБДОУ Детский сад «Настенька»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

От чего зависит успеваемость ребенка в школе? Пауза

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

- развитый физический слух;

- развитая общая и мелкая моторика;

- любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;

- правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);

- готовность ребёнка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

 

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

 

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что же такое связная речь? (пауза)

Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

К 7 годам ребёнок должен свободно:

· описывать картинку, игрушку, предмет;

· давать характеристику различным явлениям;

· уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля;

· составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст – не просто перечислением событий, а именно повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.

Связная речь – это итог речевого развития ребёнка. Ведь не имея богатого словарного запаса, умения грамматически правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже, красиво строить предложения, использовать в речи богатство родного языка, ребёнку трудно будет общаться с детьми и взрослыми, составлять рассказы, пересказывать сказки и тексты. А это необходимое условие успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита связная речь, тем лучше развито мышление ребёнка, гибкость его мыслительных процессов. Любой мыслительный процесс должен оформиться через речь внутреннюю или внешнюю. Поэтому так важно развивать связную речь детей.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Всё больше их внимание приковано к техническим новшествам.

А, следовательно, «живое общение» в семьях уходит на второй план. Всё меньше дети слушают русские и авторские сказки, потешки, рассказы. Зачастую даже и не знают их.

Зато Огромный речевой поток устремился неудержимо в пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи. Удивительный дар природы - возможность говорить, общаться. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано.

И мы взрослые должны сделать все, чтобы помочь формированию фундамента развития ребенка.

Развитию связной речи в нашей группе уделяем особое внимание, ведь овладение связной речью является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Обогащение, закрепление, активизация словаря — постоянная составная часть программного содержания каждого занятия.

Методику словарной работы «строим» в соответствии с принципом системности. Работа по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа (формы по средству работы: образовательных ситуаций, занятий, ситуаций общений).

При построении занятий следуем логики речевой деятельности. Начинаем занятия с мотивации речевой активности; далее – создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и определяем ее содержание (как только ребенок включился в речевую деятельность).

На следующем этапе занятия—обучения детей речевой форме. Если ребенок не справляется и не может передать свои мысли, помогаем найти те слова и грамматические формы, которые бы позволили передать их мысли. На занятие использует разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, вопросы, схемы-модули, пример литературных образов речи.

Заканчиваем занятие детскими высказываниями, рассказами, чтение стихотворения, самостоятельными выводами, рассуждениями.

Не менее важной формой работы по Р. Р. Является ситуации общения. Эти ситуации специально проектирую. Ситуации общения могут возникнуть естественно, их необходимо увидеть и не нарушая деятельности детей использовать для решения речевых задач. При организации ситуаций, мы чаще всего «идем от детей» т.е. подмечаем их в детской деятельности

( н-р приход нового ребенка в группу может стать содержанием значимых для развития речи ситуаций общения: упражняя в способах знакомства и приветствия, упражняя в составлении рассказов о группе, игрушках, играх и занятиях, упражняя в умении задавать вопросы и выслушивать ответы).

Практическая реализация этой системы работы способствует становлению коммуникативной компетентности и субъективной позиции ребенка в речевой деятельности.

Работаем и над звуковой культурой речи, развитием правильного звукопроизношении и правильного словообразования (владение ритмом, темпом речи, силой голоса; становлением четкой дикции, артикуляции; развитием правильного речевого дыхания, фонематического слуха и т. д.)

  • всех речевых задач осуществляем посредствам разных форм организаций детей. 1.Ведущими являются образовательные ситуации: - ситуации общения которые планируем и организуем в любое время в режиме дня, утром, вечером, во время прогулок:

-процесс общения длится 5-7 минут

-участвует небольшая подгруппа детей (от 3до 8 человек) в зависимости от желания ситуации

-образовательная ситуация может быть реально практической( рассматривание предмета, картины; разучивание стихотворения или чтения литературного текста и т. д.) и игровой( дидактическая игра, сюжетна – ролевая игра, настольно печатная и т. д.).

Целью подобных образовательных ситуаций является обучение детей умению составлять рассказы, сказки, разыгрывать небольшие сценки, задавать вопросы, пересказывать услышанное и т. д.

2. Важной формой работы по Р.Р. является занятие на которых проходит обобщения систематизация знаний по теме, развития способности, рассуждать и делать самостоятельные выводы. на занятие решается основная задача - обучению рассказыванию с использованием грамматически правильной речи, развития речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания.

Родителям было предложено дома Завести правило: один вечер взрослый рассказывает ребёнку сказку, а другой вечер – ребёнок («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Зайкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди»). Умение рассказывать эти сказки понадобится в первом классе. И ребёнку будет легче их вспомнить.

Если родители дома много разговаривают, обговаривая все свои действия, составляют рассказы по картинкам в книжках, по увиденному на улице эпизоду – в такой семье ребёнок не может молчать. У него будет хорошо развита связная речь.

Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересно было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте обо всем.

Надо всегда помнить: «Ребёнок учится тому, что видит (слышит) у себя в дому…». Поэтому необходимо следить за красотой и богатством своей речи показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

Опубликовано: 23.01.2022