Использование пособий, созданных на основе методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в воспитании дошкольников
Конференция: Современный детский сад
Автор: Лось Оксана Александровна
Организация: МБДОУ ДСОВ № 108
Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск
На сегодняшний день развитие креативного мышления у дошкольников является одним из важных вопросов. Развивая креативное мышление, взрослый помогает ребенку научиться решать задачи, рассматривая их с разных точек зрения, подходить к проблеме творчески, нестандартно. Мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего поколения в различных предметных областях, дала теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером [1]. Данная теория включает в себя множество методик, одной из которых является использование «Кругов Луллия». Данная методика основана на изобретении Раймонда Луллия (Италия, XIV в.) и заключается в применении особой конструкции, представляющей из себя несколько кругов разного диаметра, нанизанных на стержень. Сверху устанавливается стрелка. Все круги разделяются на равное количество секторов, в которых располагаются рисунки или слова. При этом круги и стрелка свободно двигаются, позволяя выбрать любую комбинацию. На мой взгляд, использование данной методики в работе с дошкольниками является очень эффективным, так как она позволяет формировать у детей понятие объекта, признака объекта и проявления признака; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы.
Современных детей сложно удивить, так как они с рождения окружены компьютерами, телефонами, технологичными игрушками. Здесь и приходят на помощь «Круги Луллия», которые представляются малышам как чудесные кольца или загадочные круги [2].
Пособия, изготовленные на основе «Кругов Луллия», применяются совместно с детьми в играх на познавательное развитие, в том числе на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике. В работе воспитателя «Круги Луллия» используются как самостоятельная игра или дополнение к игре. Игры, в основе которых лежат «Круги Луллия» помогают решать следующие задачи:
- развивать познавательно-исследовательскую активность детей, формировать целостную картину мира;
- формировать элементарные математические представления, восприятие цвета и формы;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать связную речь.
Исходя из конкретной задачи осуществляется выбор того или иного пособия для игры. Например, для закрепления понятий «форма» и «цвет» в своей работе я использую пособие «Найди по цвету». Оно состоит из трех кругов разного диаметра. Нижний круг в своих секторах содержит цветные геометрические фигуры, средний – кляксы с определенным цветом, верхний – бесцветные геометрические фигуры. Дети должны сопоставить изображение цветной геометрической фигуры с конкретным цветом и формой. Для закрепления представлений о питании и жилище животных использую пособие «Кто что ест и где живет». Оно также состоит из трех кругов разного диаметра. Нижний круг в своих секторах содержит изображения животных, средний – изображения пищи, верхний – различных жилищ. Дети должны сопоставить животное с его питанием и жилищем. Тем самым дети находят сочетания, формирующие реальную картину мира. Кроме этого детям можно предложить немного пофантазировать и найти необычное или даже фантастическое сочетание.
Таким образом, можно сделать вывод, что методика «Круги Луллия» является эффективным средством в решении образовательных задач, а пособия, созданные по данной методике, способствуют развитию связной речи и творческого мышления у дошкольников.
Литература:
- Сидорчук Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко.- 2004. – 45 с.
Сидорчук Т.А. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. – Москва: АРКТИ, 2011. – 40 с