Развитие памяти и образно-ассоциативного мышления старших дошкольников методами эйдетики

Конференция: Современный детский сад

Автор: Курьянович Наталья Олеговна

Организация: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун

В дошкольном возрасте память играет особую роль, поскольку этот момент жизни характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Ребенок в этот период активно использует непроизвольную память. Дошкольник активно знакомится с окружающим миром, получает объем информации, впечатлений, требующих обобщения. Образная память остается ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Но образная, богатая описаниями память у детей на сегодняшний день явление редкое. Неполноценное развитие памяти накладывает отпечаток на формирование следующих психических процессов — недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания.

Но как развивать память и воображение целенаправленно, начиная с детского возраста? Оказывается, педагоги давно разработали подобные методы. Одним из методов, который меня заинтересовал и, который я часто использую в работе с детьми, является метод «эйдетика». Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. «Эйдос» в переводе с греческого - «образ». В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление. Система эйдетики — память без границ. Эйдетизм — это способность ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах.

Эйдетика - специальная методика, которая детям она очень нравится, потому что используется в виде простых игр, в процессе которых информация усваивается через какие-то образы. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Она привлекает все органы чувств ребенка: позволяет не только увидеть, но и услышать, понюхать, попробовать, предоставляя безграничные возможности для развития детского воображения.

Самое главное, что хотелось бы отметить - нужно ставить перед ребенком задачу не запомнить, а видеть и представлять. В совместной деятельности с детьми я учу их запоминать стихи, тексты, большое количество слов, не связанных между собой, числа, сочинять истории, фантазировать.

«Эйдетика» помогает мне строить работу с детьми на основе различных ассоциаций, а именно:

Звуковые ассоциации. В своей практике я применяю аудиозаписи различных звуков и шумов, создала коллекцию звуков (природы, музыкальные звуки, бытовые шумы, звуки улицы и прочее). Также использую игры, например, в небольшие мешочки кладу различные предметы, воссоздающие звуки (бумагу, монеты, камешками, фасолью и другое). Ставлю перед ребенком ряд предметных картинок (книга, еж, дерево) и с помощью звукового мешочка предлагаю выбранный звук, после чего спрашиваю: «О чем ты подумал, услышав этот звук?». Использую и другую игру, которая называется "Музыкальные инструменты" (прячу в коробку какой-либо предмет. Потом, не доставая его из коробки, издаю звук каким-либо инструментом. Ребенок отгадывает загаданный предмет).

Вкусовые ассоциации. Рассмотрим игру «Отгадай на вкус». Но в ней ребенку не нужно угадывать, сначала задается вопрос: «О чем ты подумал?». Для детей старшего возраста использую комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: сочный, твердый, жидкий и т. п.

Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов с их признаками. Например, я говорю: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами.

Обонятельные ассоциации. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй, кофе, затем прошу ребенка рассказать, что там лежит. Можно усложнить задание: сделать среди всех коробочек две с одинаковым запахом и попросить ребенка найти пару.

Тактильные ассоциации. Для данной игры я использую набор тактильных картинок, каждая из которых имеет свою фактуру: фланель, веревка, капельки воска, мех, наждачная бумага, велюр, палочки, пуговицы, гречка, манка, дерматин. Принцип игры такой же, как и раньше: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый.).

Цветовые ассоциации. С детства все помнят, как просто и легко выучить все цвета радуги по прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело все в том, что проговаривая эти стихи, дети явно представляют себе «фазана». В памяти надолго сохраняется яркая информация.

Для следующей игры использую карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Показываю всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ. («Вот красный цвет, о чем ты подумал?»)

Друдлы. Для развития ассоциативного мышления также активно использую друдлы - это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Дети, смотря на друдл, превращают его то в солнышко, то в яблоко, цветочек и многое другое.

Опыт работы с детьми, показывает, что дети с интересом воспринимают материал, основанный на фантазиях, образных ассоциациях и имеющий игровую форму. Для практической работы я также использую систему рисунков-схем для развития образной памяти и воображения. На занятиях по развитию речи использую рисунки - схемы, которые помогают ребенку составить рассказ на отдельную тему: о животном, о любимом домашнем питомце, о временах года, о грибах и ягодах, об овощах и фруктах.

Ни для кого не секрет, что многие дети с трудом запоминают стихи. Как можно сделать этот процесс более легким и эффективным? Ответ-визуализация произведения. Для запоминания сказок, стихов я использую пиктограммы, которые располагаю в группе на видном месте. Дети могут самостоятельно в течение дня обращаться к пиктограммам и запоминать стихотворение или составлять рассказы или сказки. Такое занятие тренирует мышление и память, а самое главное — оно проходит как интересная дидактическая игра. Развивая речь с детьми, использую задания и на развитие тактильной памяти. Детям интересно не только увидеть, но и прикоснуться к какому — либо материалу (мягкому или жесткому, гладкому или шероховатому) и сказать, о чем они подумали и что это им напомнило.

Я убедилась на своем опыте, что эйдетика способствует гармоничному развитию детей, так как дети могут:

  • запоминать цифры, номера;
  • без запинок запоминать стихи или тексты;
  • придумывать собственные сказки, стихи, рассказы, используя ассоциативные ряды слов или изображения;
  • концентрировать свое внимание.

Эйдетика помогает детям не быть шаблонными и стандартными. Она задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда им придётся осваивать большой объем информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает учащимся справляться с учебными программами.

 

Литература:

  • Аристова Т.А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения/- Учебно методическое пособие СПб; Бостон, 2010.
  • Житникова Л. Учите детей запоминать. – М. : Просвещение, 1978.
  • Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М.: РИПОЛ классик, 2010.

Никитина Т. Самоучитель по развитию памяти. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Опубликовано: 05.04.2022