Эмоциональное развитие в игровой деятельности

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Сысолятина Ольга Геннадьевна

Организация: МКДОУ №222

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Игры для ребенка является основной частью его жизни в дошкольном возрасте. Это его безопасное место от страхов, поле сражений, полигон игры, достижений и успехов, успокоение и мечты.

На первый план выступают желания, стремления, чувства, мысли и потребности ребенка к активным действиям в той среде, в которой он живет. Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей, способствует их умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Разные роли в играх, хотя и являются продуктом детской фантазии, позволяют ребенку получить личный опыт о добре и зле, о том, что есть положительного, а что нет в поведении.

Игры являются важной формой развлечения детей и взрослых, посредством которой дети организуют самостоятельно и имеют особое воспитательное значение. Они являются мощным инструментом обучения, потому что через игры дети приобретают знания, обогащают свой опыт, развивают навыки и привычки.

Как же игра реализуется в воспитательной работе дошкольных учреждений?

Игры являются неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Игры нравится и детям, и взрослым, ведь игры – это естественная потребность человека. Они приносят радость и счастье, приносит удовлетворение и в то же время представляет собой способ, с помощью которого дети узнают о себе, о других и об окружающем их мире; они приобретают навыки и создают социальные отношения. Вот почему крайне важно, чтобы у каждого ребенка было достаточно времени для игр и чтобы игра была неотъемлемой частью его жизни. То, как ребенок играет, и человек, с которым он играет, меняют путь развития ребенка.

Дети играют и создают новые игры очень давно. Они продолжают делать это сегодня, для себя и с учетом своих потребностей. Игры являются одним из основных видов деятельности.

Теперь возникает вопрос, какие игры дети любят больше всего и почем:

  • Игры, которые предлагают ролевую позицию, главный герой сможет самоутвердиться и проявить свою личность.
  • Динамичные игры, в содержании которых достаточно действия (моторики) и быстрой интеллектуальной реакции на решение задачи.
  • Игры, которые дарят искру детского здорового юмора и создают хорошее настроение.

Самые полезные игры — это те, в которых сочетаются вышеперечисленные качества.

Имеются многочисленные исследования, указывающие на роль и значение игры для развития физических, нравственных, интеллектуальных, социальных и эмоциональных особенностей ребенка. Через них удовлетворяются интересы детей и взрослых, особенно в тех сферах, где традиционные игры на протяжении столетий рассматривались как отдельный институт для организованного общения и проведения досуга. Многочисленные поколения выросли на этих традиционных играх, которые передавались из поколения в поколение, использовались и совершенствовались (Обрадови 2012).

Игры привлекают и удерживают внимание детей своим содержанием, воспитывающим и создающим приятную атмосферу в группе. Некоторые из них предлагают различные способы и решения, например те, которые ведут детей к созданию нового наполнения для изобретательных детей.

Игра – это деятельность, доминирующая в жизни детей и имеющая особое значение в развитии и воспитании детей, особенно в дошкольном периоде. Поэтому в образовательном процессе детей большое внимание уделяется созданию условий для спонтанного ведения игр или направленных игр, а также игр с заранее установленными взрослыми правилами в целях достижения определенных педагогических целей.

Дидактические и подвижные игры представляют собой лишь элементы целенаправленно организованного и направленного учебного процесса. Чаще всего взрослый передает детям содержание дидактических и подвижных игр, а также правила их проведения. Он организует, ведет и направляет игру, но в национальных играх это задача старшего ребенка или одного из сверстников, знающего содержание игры и освоившего способ игры.

Дидактическая игра представляет собой способ, с помощью которого дети в интересной форме обновляют, распространяют, проверяют и закрепляют свой опыт и его возможности, а полученные знания, опыт и впечатления выражаются и применяются в новых жизненных и учебных ситуациях. Дидактические игры способствуют общему развитию ребенка; они развивают внимание, когда речь идет о восприятии и наблюдении за объектом, сравнивая сходства и различия, поощряя фантазию и творчество.

Содержание дидактических игр расширяет общую картину мира у детей, направляет их любознательность, стимулирует речевую активность, обогащает словарный запас и стимулирует устное общение. С применением специально построенных игр (логико-математических) у ребенка развивается логическое мышление и создаются специальные учебные ситуации, в которых он осваивает интеллектуальные процессы: сериализацию, классификацию, числовое построение, построение во времени и пространстве и т. д.

Игра способствует более здоровому детству, интеллектуальному развитию детей и одновременно стимуляции речевых способностей. Через игры дети проявляют интерес к тому, что их окружает, побуждают их к поиску и исследованию, чтобы найти собственные решения в той или иной ситуации. Так они лучше познают окружающий мир и человеческие отношения, выстраивают свое поведение и отношение к миру и жизни, получают ответы на многие вопросы и питают свою любознательность, обогащают воображение, развивают точность и рефлексы и т. д.

Таким образом игры — это полезный и увлекательный способ развивать эмоциональный интеллект. Игры положительно влияют на воспитание и развитие каждого человека. Это форма развлечения, которая положительно влияет на социализацию (развивается дружба, толерантность, появляются близкие друзья и прочные связи), моральное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье детей.

Опубликовано: 22.04.2022