Деятельность воспитателя ДОО по развитию двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Завьялова Юлиана Сергеевна

Организация: БПОУ ВО Вологодский педагогический колледж

Населенный пункт: Вологодскя область, г. Вологда

Выпускная квалификационная работа
по профессиональному модулю ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление ребенка и его физическое развитие

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

 

Введение

Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры.

Испокон веков в играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают работу мысли, развитие кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует и стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет на физические двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма.

Таким образом, игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и качеств.

Д. Б. Эльконин отмечал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка. Л.С. Выготский указывал на то, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Каждый народ, в зависимости от условий своего развития, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания. В разработке содержания и организации подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной, А. В. Кенеман, М. Ф. Литвиновой, Э. Я. Степаненковой.

Однако, многие авторы (М.Ф. Литвинова, Т.И. Осокина и др.) отмечают, что в практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изме­нены, что в новом варианте утрачены народные традиции, лишены игрового зачина.

Актуальность данной работы заключена в том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. Поэтому, с помощью игры, в данном случае, народных игр, мы можем физически развивать ребенка.

Исходя из вышесказанного, определена цель данной работы.

Цель: Изучить деятельность воспитателя ДОО по развитию двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:

1. Изучить развитие двигательных способностей как задачу физического развития детей в ДОО.

2. Рассмотреть понятия игры, виды, методику проведения народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать педагогический опыт воспитателя ДОО по развитию двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

4. Представить опытно-практическую работу по развитию двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Объект: двигательные способности детей старшего возраста.

Предмет: народные подвижные игры как средство развития двигательных способностей детей старшего возраста.

Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, сравнение, анализ, обобщение, анализ педагогического опыта.

Глава 1. Теоретические основы деятельности воспитателя ДОО по развитию двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр

1.1 Развитие двигательных способностей как задача физического развития детей в ДОО

Двигательные способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности [Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Академия, 2006.].

Двигательные способности по определению Э.С. Вильчковского [Вильчковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей [Текст] / Э.С.Вильчковский. - Киев: Здоровье, 2014. - 205 с.] - это автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх.

Формирование двигательных способностей дошкольников происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма. Для детей дошкольного возраста основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых и хронических заболеваний, климатогеографические условия.

В структуре двигательных способностей выделяют морфологические, психофизиологические, психические, биохимические, биомеханические, личностные и другие компоненты. Так, например, скоростные и силовые способности зависят от силы процессов возбуждения и скорости проведения нервных импульсов, со­отношения белых и красных мышечных волокон в мышцах.

Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какой-либо двигательной способности у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на развитие других способностей. Наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте элементарные формы быстроты и ловкость. На фоне их целенаправленного фор­мирования будут естественно развиваться силовые способности и выносливость, реальные предпосылки для развития которых появляются в период полового созревания организма. Наиболее эффективным для повышения уровня физической подготовленности дошкольников является применение тех упражнений, выполнение которых требует комплексного проявления быстроты, ловкости, выносливости, силы, по сравнению с теми упражнениями, выполнение которых направлено на развитие лишь одного из указанных качеств [Представление педагогического опыта по теме: «Приобщение к русской культуре, через подвижные народные игры» [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть infourok – Режим доступа: https://infourok.ru/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-priobshenie-k-russkoj-kulture-cherez-podvizhnye-narodnye-igry-4187550.html (дата обращения 23.03.2021).].

Процесс обучения движениям, по словам И.П. Дегтярева [Дегтярев, И.П. Физическое развитие [Текст] / И.П.Дегтярев. – Киев. - 2015 – С. 23-48 с.81] состоит из следующих этапов:

1.Первоначальное разучивание.

2. Углубленное разучивание.

3. Закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углублённое разучивание. Задача второго этапа – создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение чётко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа – закрепление приобретённого умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях, изменяющихся ситуациях (в игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Развитие двигательных способностей является одной из основных задач физического развития детей. Физическое развитие — это свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость. Физическое развитие дошкольников такая же важная часть их общего развития, как и умственное. Поэтому программы, которые составляются для детских образовательных организаций должны быть корректно сформулированы для развития физических качеств дошкольников. В ФГОС ДО представлены требования, предъявляемые к уровню физического развития дошкольников в соответствующей образовательной области [Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Православное образование - Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 16.02.2021)].

Более подробно о физических качествах дошкольников можно узнать в программах ФГОС ДО из всех мы взяли программы «От рождения до школы» и «Радуга». На наш взгляд они более корректно сформулированы и подробно раскрывают содержание видов деятельности и задачи физического развития дошкольников. Программа Радуга разработана на основе ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и поможет педагогам организовать работу по реализации всех образовательных областей, заявленных в Стандарте дошкольного образования.

Также хочется отметить что, во второй программе от «Рождения до школы» большое внимание уделяется вопросам взаимодействия педагогов и детей. Две программы дополняют друг друга и имеют практическую сторону для полноценного творческого развития детей через разные формы работы с детьми.

На основе данных требований были составлены общеобразовательные программы дошкольного образования, в которых представлено описание видов деятельности и задач физического развития дошкольников. -

Нами были изучены и проанализированы такие программы как: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой); Программа «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова). Рассмотрим их более подробно.

Для начала рассмотрим программу «Радуга». В данной программе физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В физическом развитии детей, равно как и при реализации других образовательных областей, главной задачей при реализации Программы «Радуга» является сохранение и укрепление здоровья детей.

Согласно данной программе педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: поощрять двигательную активность ребёнка и создавать условия для её развития путём развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребёнка в движении в течение дня; обучать детей элементам спортивных игр, осваивать их правила и учиться подчиняться им. Совершенствовать навыки произвольности, тренировать внимание, скорость реакции в подвижных играх; дать представление о совместной распределённой деятельности в команде. Учить детей действовать в команде.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания; формировать основы культуры здоровья; рассказывать детям о строении и работе важнейших органов и систем организма; знакомить их с правилами личной безопасности в быту и в различных жизненных ситуациях.

Также педагог должен учить предвидеть простейшие последствия собственных действий; закреплять действия, направленные на охрану здоровья окружающих (отворачиваться, когда кашляешь; закрываться платком, когда чихаешь); расширять знания о правилах безопасного поведения на природе, на улице; передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формировать осознанное выполнение требований безопасности; поддерживать проявления осторожности и осмотрительности.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности, приобщая детей к ценностям физической культуры и занятий спортом. В части, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать для всех возрастных групп региональный материал, народные игры, развивать у детей интерес к видам спорта, характерным для местности, в которой расположен ваш детский сад. При наличии соответствующих условий могут реализовываться парциальные программы обучения детей плаванию. Недостатками программы “Радуга” является то, что в ней не уделяется достаточное внимание задачам физического развития и воспитания в каждой возрастной группе, не представлен перечень подвижных игр, в том числе народных, в каждой возрастной группе, не указаны показатели физической подготовленности

[Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2016. — 232 с.].

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». В данной программе физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья и возраста детей, времени года, при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Следует развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно игрового оборудования. Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

- обучать детей правилам безопасности;

- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Согласно данной программе, предметно-пространственная среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности). Таким образом, в этой общеобразовательной программе появились новые направления в содержании психолого-педагогической работы, и достаточно ярко прослеживается задача привития интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста. И лишь в приложении в разделе «Развитие игровой деятельности» со старшей группы стоит задача: знакомить детей с народными играми, а в подготовительной группе – развивать интерес к народным играм [«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.].

После рассмотрения этих двух программ можно сделать вывод, что каждая программа по-своему раскрывает физическое развитие и способы его реализации в ДОО. Программа «Радуга» ориентирована на использование тех традиций и обычаев, которые присущи тому региону, в котором расположен детский сад. В то время как программа «От рождения до школы» предлагает использовать любые подвижные игры независимо от расположения образовательного учреждения. Анализ методической литературы и образовательных программ позволил констатировать тот факт, что в настоящее время вопрос использования народных подвижных игр находит отражение в программах по дошкольному образованию. Однако, на наш взгляд, система работы в данном направлении отсутствует.

Таким образом, воспитание двигательных умений и навыков дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Большую роль в этом играет освоение основных движений. Основные движения – жизненно необходимые для ребенка движения (лазание, метание, ходьба, бег, прыжки). Развитие движений — процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательных навыков дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта (двигательной культуры) [].

Формирование двигательных способностей происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании двигательных умений используются различные средства: физические занятия, подвижные игры, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, физкультурные досуги в виде физкультурных праздников и развлечений.

 

1.2 Народные подвижные игры: понятие, виды, методика проведения с детьми старшего дошкольного возраста

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматриваются как один из показателей его общего развития. [Воробьев Н.Н. Современное состояние игр // Успехи математических наук. Издательство – 2012. – т.25. - № 2 (152). – с. 80-140.]

В исследованиях Немова Р. С., доказано что большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами.

По мнению Кураева Г.А., и Пожарской Е.Н. в старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение, закрепление, совершенствование в уже имеющихся навыках, но и формирование новых качеств личности. [Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие восп. Детс. Сада.: - М.: «Просвещение», 1983. – 144 с.]

По мнению Воронина А. С. игра является формой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. [Воробьев Н.Н. Современное состояние игр // Успехи математических наук. Издательство – 2012. – т.25. - № 2 (152). – с. 80-140.]

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным (Воронина А.С).

Народные игры очень многообразны: детские игры, подвижные игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Народные игры зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта. Состязание в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей в селах и городах.

Передовые представители педагогики и культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д.А Колоцца, Г. А. Виноградов, и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения.

Характерные особенности народных подвижных игр:

1. Комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

2. Народная подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник народной подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

3.Движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

4. Содержание народной подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению, народной традиции. [Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие восп. Детс. Сада.: - М.: «Просвещение», 1983. – 144 с.; Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н.Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С.52.]

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. [Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 4. – с. 10-14.; Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей [Текст]: пособие для родителей и воспитателей. – Киев.: «Здоровье», 2012. – 238 с.]

Применение народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач.[Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 10-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 2013. – 224 с., илл.

: Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.В. Кенеман; под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.].

Рассмотрим примеры классификации:

Игры, отражающие быт русского народа.
Такие как: «Ворота», «Корзинки», «Каравай», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. Главной идеей этих игр является отражение повседневных занятий наших предков.

По физическим качествам.

Например, «Горелки», «Прятки» которые требуют от участников быстроты и ловкости.

Так же игры «Лапта», «Перебежки». Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Одна игра может включать в себя развитие не только одного, но и несколько физических качеств. Например, игра «Переправа» способствует развитию быстроты, выносливости и ловкости одновременно.

На занятиях «подвижные игры» целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (например, в таких вопросах, как гигиена, закаливание, требования к одежде, режим дня); с математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятия под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др. На занятиях необходимо учитывать интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности. [Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г.В.Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. – 39 с.]

Составляя план занятия «Подвижные игры», воспитатель должен обязательно учитывать, какой понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимое.

Контроль и оценка в старшем дошкольном возрасте применяются для того, чтобы стимулировать стремление детей к совершенствованию и самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими упражнениями.

Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев уровня достижений детей. К ним относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания; способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания при оценке должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умение самостоятельно заниматься и уровень знаний в области физической культуры. Оценивая достижения детей, в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов.

Подвижные игры рекомендуется использовать во всех режимных моментах, в НОД по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.

В программе перечислены все задачи, которые направлены на формирование физических качеств. Также представлен примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений, которые способствуют формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

В старших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры. Вместе с тем в работе с детьми старшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Э.Я. Степаненкова считает, что с народные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или придуманный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробушка, волка, гуся и так далее (например, удмуртская народная игра «Серый зайка» или белорусская народная игра «Ежик и мыши») Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых в этом возрасте отличает довольно высокая возбудимость. Н.С. Ширяева отмечает, что у детей 5-6 лет возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения [Ширяева Н.С. Этнопедагогические технологии изучение жанра традиционных игр на уроках народного творчества ( Киров)/ Н.С. Ширяева// Человек и образование. №1. (30). 2012. С.6265.].
Главной задачей педагога является обучение детей играть самостоятельно и активно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу .Е.А. Тимофеева считает, что старшим дошкольникам уже доступны многие элементы и простейшие правила игры. У детей 5-6 лет все большее место начинают занимать игры, в которых результат зависит от взаимодействия нескольких играющих и их действий в соответствии с правилами. Это несложные игры-эстафеты, в которых ребенок заинтересован не только в своих личных результатах, но и в результатах всей команды (Русские народные игры «Горелки» и«Чье звено скорее соберется»)[ Тимофеева Е.А. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 2.М.: Издательский дом « Воспитание дошкольника», 2009.112 с].Детям очень нравятся и различные игры-забавы. Двигательные задания в них выполняются в необычных условиях, часто включают элементы соревнования, например бег в мешках, «Петушиный бой», перетягивание каната. Выполняют такие задания часть детей или все дети, но поочередно; все остальные в это время являются зрителями. Э.Я. Степаненкова считает, что большую роль в организации народных подвижных игр с детьми 5 –6 лет играет воспитатель. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные [.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - 2е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с]. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе Э.Я. Степаненкова отмечает, что в руководстве подвижными играми особое место занимает подведение итогов: старших дошкольников интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Поэтому в конце игры педагог обязательно кратко подводит итоги, отмечает успехи детей, говорит, что выполнено хорошо и какие и кем нарушения были допущены. Оценка воспитателя должна быть обоснованной, аргументированной. Это поможет предупредить возможные неадекватные проявления в поведении детей, снять излишнюю возбужденность, азарт, стремление добиться выигрыша любой ценой. М.А. Доронина отмечает, что народную подвижную игру для большой группы детей организуют на прогулке позднее; при этом необходимо учитывать интересы детей, не нарушать их творческой игры, особенно если в данный момент она проходит интересно и в ней участвует много детей. М.А. Доронина также считает, что игры для детей старшего дошкольного возраста подбирают в основном сами воспитатели, но их задача облегчается, так как дети уже знают много игр, разученных в предыдущих возрастных группах. Педагог обязательно обращает внимание на сложность двигательных заданий и правил, их соответствие знаниям и представлениям, индивидуальным особенностям и желанием детей. Игры являются могучим подспорьем в деле гармонического и рационально развития детского организма. В силу врожденного инстинкта, дети сами с большой любовью и охотой предаются играм, - задача родителей и воспитателей - разумно направлять этот драгоценный инстинкт, идущий навстречу здоровым требованиям природы.

Таким образом, в процессе народных подвижных игр, в той или иной степени проявляются все физические качества, это и быстрота, выносливость, координация, гибкость, сила. Народная подвижная игра – это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

В народных подвижных играх предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Народную подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Выводы по 1 главе

Развитие двигательных способностей является одной из основных задач физического развития детей. Физическое развитие — это свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость. Физическое развитие дошкольников такая же важная часть их общего развития, как и умственное.

Рассмотрев две программы можно сделать вывод, что каждая программа по-своему раскрывает физическое развитие и способы его реализации в ДОО. Программа «Радуга» ориентирована на использование тех традиций и обычаев, которые присущи тому региону, в котором расположен детский сад. В то время как программа «От рождения до школы» предлагает использовать любые подвижные игры независимо от расположения образовательного учреждения. Анализ методической литературы и образовательных программ позволил констатировать тот факт, что в настоящее время вопрос использования народных подвижных игр находит отражение в программах по дошкольному образованию.

В процессе теоретического исследования были изучены особенности и значение использования народных игр в формировании у дошкольников положительного отношения к физической культуре. Народная игра имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Опубликовано: 30.04.2022