Методическая разработка педагогического проекта «В здоровом теле – здоровый дух»

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Ломакина Ирина Ивановна

Организация: МАДОУ детский сад №35 «Соловушка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

«Если хочешь воспитать своего ребенка

 здоровым, сам иди по пути здоровья,

иначе его некуда будет вести!»

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундаментом  физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока - это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и с детьми в данном направлении.

Таким образом, взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включающая  сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирования представлений и навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока - это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и с детьми в данном направлении.

Связь с родителями, совместные мероприятия, а также выяснение отношения и мнения родителей к работе сотрудников ДОУ по данному вопросу, помогает осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, формирует представления ЗОЖ, обеспечивает взаимосвязь всех участников проекта.

Проект «В здоровом теле – здоровый дух»  содержит теоретический и практический материал, который может быть интересен старшим воспитателям, воспитателям и специалистам. Данный проект может быть использован в любом дошкольном образовательном учреждении, где есть работоспособный творческий коллектив, может быть адаптирован для детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ. Также он   может быть использован в кружковой работе, и поможет в успешной реализации задач по экспериментальной деятельности детей.

 

Паспорт проекта

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (13.02.2023 -27.02.2023)

Участники проекта: дети, воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, родители

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный

Актуальность

Трудно поспорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье – человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, на успешную личную жизнь. Нет здоровья, так и топчется человек на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровом образе жизни.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о ЗОЖ эффективно при использовании такого средства, как физическая  культура, в которой изначально заложены основы и ценности ЗОЖ. Осуществить преемственность можно путем специальной организации процесса формирования ЗОЖ.

Объектом проекта  выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.

Предметом является взаимодействие ДОУ и семьи, обеспечивающее успешное формирование основ здорового образа жизни.

Цель: формирование основ культуры здоровья и  пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей.

Задачи:

Для детей:

-углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих по здоровьесбережению в самостоятельной деятельности;

-воспитывать и формировать у детей начальные представления и потребности в здоровом образе жизни;

-вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям;

-развивать познавательную и двигательную активность;

-тренировать память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключения;

-совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности детей.

Для родителей:

-дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;

-способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;

-заинтересовать родителей в соблюдении  здорового образа жизни в семье.

Для педагогов

-разработать план мероприятий по проекту «В здоровом теле – здоровый дух»;

-создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;

-подобрать наглядный информационный материал.

Предполагаемые результаты:

-приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни;

-полученные ребёнком знания и представления о себе, о своём здоровье и двигательной     активности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья;

-информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу  ДОУ по физическому воспитанию;

-сформируются у детей умения осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.

Результат: выставки рисунков по теме, коллаж «Хорошо-плохо», физкультурно-оздоровительное развлечение «Мы за здоровый образ жизни», презентация проекта в ДОУ.

Проблема проекта

Одной из причин формирования у детей знаний о ЗОЖ является недостаточная компетенция родителей в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к своему здоровью и здоровью своих детей. Но, при грамотном построении педагогического процесса, важно заинтересовать проблемой воспитания здорового ребенка и заложить основы ЗОЖ семьи.

Гипотеза

Предполагаем, что целенаправленная организация совместной взросло - детской деятельности по физическому воспитанию и ЗОЖ будет способствовать целостному развитию ребенка дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности представлений ЗОЖ.

Общая стратегия по созданию здоровьесберегающей  среды

В семье

В ДОУ

1. По мере материальной возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей.

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

2.  Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Выполнение режима дня дома в выходные дни.

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать, какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

4. Подбор подвижных игр в соответствии с возрастом.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:

10. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; целевые  прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность, участие всех видов мероприятий и т.п.

Критерии  сформированности  здорового образа жизни в системе ДОУ

 

 

 

Ф.И.О. ребёнка

Личностно-мотивационная направленность на сохранение и укрепление здоровья

Знания и умения

применять компоненты ЗОЖ в повседневной жизни

Улучшение показателей состояния здоровья и физического развития

 

 

 

 

Уровни представления детей  дошкольного возраста о здоровом образе жизни:

высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам (психоактивные вещества, алкоголь, никотин), настроен на здоровый образ жизни:

-начинает сознательно заботиться о своем здоровье;

-знает название некоторых распространенных заболеваний и                     понимает причины их возникновения, имеет представление о некоторых травмах: ушибах, ранах;

-имеет представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды пищи;

-спокойно ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу;

-с удовольствием осуществляет закаливающие процедуры;

-знает назначение всех органов чувств человека;

-понимает и осознаёт вред микробов, и необходимость соблюдения правил личной гигиены;

-понимает значение сна.

средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках, не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;

низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.

Анкета для выявления уровня представлений детей о здоровом образе жизни

  1. Что значит «здоровый человек»?
  2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым человеком?
  3. Все ли продукты можно употреблять в пищу? Почему?
  4. Какие продукты относят к полезным? Почему?
  5. Какие продукты относят  к вредным? Почему?
  6. Объясните значение пословицы « В здоровом теле – здоровый дух!»
  7. Перечислите вредные привычки.
  8. Чем полезны воздух, вода и солнце?
  9.  Какой вид спорта тебе нравится? Почему?
  10.  Опиши, как ты представляешь здорового человека.

 

Результаты реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух»

высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам (психоактивные вещества, алкоголь, никотин), настроен на здоровый образ жизни:

-начинает сознательно заботиться о своем здоровье;

-знает название некоторых распространенных заболеваний и                     понимает причины их возникновения, имеет представление о некоторых травмах: ушибах, ранах;

-имеет представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды пищи;

-спокойно ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу;

-с удовольствием осуществляет закаливающие процедуры;

-знает назначение всех органов чувств человека;

-понимает и осознаёт вред микробов, и необходимость соблюдения правил личной гигиены;

-понимает значение сна.

средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках, не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;

низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.

Основными формами и методами работы по укреплению ЗОЖ являются:

- ООД

- спортивное развлечение;

-организация совместной детско-взрослой деятельности с оздоровительно-профилактическими мероприятиями;

- консультирование;

- анкетирование.

План реализации и этапы проекта

Стадии работы над проектом

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Выбор темы («В здоровом теле - здоровый  дух»), постановка цели.

Участвует в обсуждении темы проекта. 

Выбирают тему, объясняют свой выбор, рассказывают о вопросах, которые их заинтересовали.

2. Определение формы отражения результатов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении, предлагает возможные варианты, оформления результатов.

Обсуждают и выбирают формы представления результатов: рисунок, коллаж,  альбом, натуральные объекты.

3. Определение тем экспериментов.

Помогает детям в определении тем экспериментов.

Выбирают понравившуюся подтему, каждый ребенок выбирает себе роль.

4. Подготовка материалов к исследовательской деятельности.

Предлагает детям карточки-значки, обозначающие способ получения информации, помогает в составлении плана работы.

Определяются источники получения информации, составляют план исследования (последовательность действий).

5. Реализация проекта.

Консультирует детей, координирует их работу, помогает фиксировать полученные данные, стимулирует деятельность детей.

Собственная поисковая деятельность ребенка.

6.Оформление результатов проекта.

Оказывает помощь детям по их просьбе (совместная деятельность)

Оформление результатов в соответствии с выбранной формой выражения итогов.

Презентация проекта.

Помогает решить организационные вопросы, обеспечивает аудиторию, дает позитивную оценку.

Докладывают о результатах своей работы.

I этап. Подготовительный

-Сбор информации.

-Вовлечение родителей в развитие проекта.

-Анкетирование родителей.

- Подбор методической и художественной литературы по данной теме.

-Подготовка материала

II этап. Практический

-Оформление материала, подготовка конспектов, привлечение родителей к участию в играх, к мероприятиям.

-Цикл занятий, беседы, просмотр видеоматериала, тематическое рисование, привлечение родителей к изготовлению атрибутов, подборка материала, участию во всех мероприятиях.

III этап. Заключительный

-ООД, физкультурное развлечение, создание презентации, размещение опыта работы для регионального распространения.

Ожидаемые  результаты проекта:

- формирование здорового образа жизни в семье;

- создание действующей системы работы с социумом и другими видами деятельности детей и родителей по формированию ЗОЖ;

-взаимодействие педагогов, родителей и детей в различных видах деятельности: познавательная деятельность,  досуговая деятельность, наглядная информация.

Содержание деятельности с детьми

Мероприятия

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

6

7

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- Утренняя профилактическая  гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия).

- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, босохождение, точечный массаж.

- Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением.

- Витаминизация (соки, фрукты, напитки).

- Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей.

БЕСЕДЫ:

1. Тема: «Спорт».

Цель: способствовать становлению ценностей ЗОЖ

2. Тема: «Будем спортом заниматься».

Задачи:  закреплять знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.

3. Тема: «Что значит быть здоровым?».

Задачи: закреплять знания о здоровье и научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред своему здоровью.

4. Тема: «Здоровая пища».

Задачи: помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.

5. Тема: «Личная гигиена»

Задача: сформировать понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

ООД:

  • ООД :

Тема: «Полезные и вредные продукты»

Задачи:

-Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека.

-Закреплять знание детей о рациональном питании.
-Закреплять соблюдение детьми гигиенических навыков и умений.
-Воспитывать аккуратность, чистоплотность.
- Активизировать в речи: "Пирамида питания", авитаминоз, язва желудка и т. д.

Тема: «Сохрани здоровье сам»

Задачи: учить самостоятельно следить за своим здоровьем; знать несложные приемы самооздоровления; прививать любовь к физическим упражнениям.

Тема: «Неболейка»

Задачи: учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание). Закреплять знания о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

  • ООД (Физкультура):

Тема: « Волшебный обруч»

Задачи: сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к ЗОЖ, совершенствовать двигательные умения и навыки детей; развивать психофизические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость. 

Тема: «Путешествие в спортивное царство»

Задачи: укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие

Тема: «Мы за здоровый образ жизни» (развлечение).

Задачи: формировать осознанную потребность к ЗОЖ; развивать и укреплять двигательные качества; воспитывать чувства взаимовыручки, поддерживать дух честного соревнования.

  • ООД (Изобразительная деятельность):

Тема: «Путешествие в страну здоровья».

Задача: закреплять знания по рациональному питанию

Работа в книжном уголке.

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте; заучивание пословиц, поговорок о здоровье. Чтение художественной литературы (список прилагается). Отгадывание загадок о здоровье.

Задачи: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, повышать речевую активность детей.

Сюжетно – ролевые игры: «Клиника здоровья», «Аптека», «Больница», «Тренажерный зал»

Задачи: закреплять знания детей по лексической теме, повышать речевую активность.

Дидактические игры:  «Умею, не умею», «Правильная и вредная еда» и др.

Выставки.

Задачи: формировать привычки к ЗОЖ у родителей и детей;  мотивация на укрепление своего здоровья.

- Рисунки детей с родителями на тему ЗОЖ;

-Коллаж  «Мы за здоровый образ жизни!»;

-Конкурс детских работ «Путешествие в страну здоровья»;

-Выставка литературы по ЗОЖ «Азбука здоровья»;

- Папка-передвижка « Что такое ЗОЖ?»

Содержание деятельности с родителями

мероприятия

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Задачи:

- определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка;

- выявить семьи, имеющие интересный опыт оздоровления ребёнка.

КОНСУЛЬТАЦИИ В РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК

-Консультация «Красивая осанка - залог здоровья»;

-Рекомендации родителям по укреплению здоровья;

-Рекомендации родителям по питанию детей.

-Консультация   «Помогите ребенку укрепить здоровье!».

-Консультация  «Здоровье детей и компьютер».

Задачи: доступно дать родителям нужную информацию, побуждать их пересматривать неправильные методы и приёмы домашнего физического воспитания; привлечь родителей к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Конечный результат

1.Информация о результатах реализации проекта, размещенная на информационном сайте ДОУ.

2. Представление опыта работы на семинарах по дошкольному образованию, среди воспитателей ДОУ, просмотр презентации на семинаре в ДОУ.

3.Организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Путешествие в страну здоровья».

4.Совместная работа родителей и детей – коллаж «Хорошо - плохо».

5.Проведение физкультурного развлечения для детей «Мы за здоровый образ жизни».

6.Актуализация знаний среди родителей о современных проблемах ЗОЖ.

7.Обобщение и распространение опыта работы

У детей: в  результате проекта дети  расширили свои знания о факторах, влияющих на состояние здоровья и окружающих по здоровьесбережению в самостоятельной деятельности.

У педагогов: повысилось качество работы по физкультурно-оздоровительному направлению; стали использовать новые формы и методы взаимодействия с детьми и семьями детей.

У родителей: появился интерес у родителей к вопросу своего физического развития и оздоровления детей.

Заключение

Предлагаемая  модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Педагоги дошкольного учреждения являются инициаторами установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах по формированию здорового образа жизни, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности.

Вовлечение родителей в жизнь ДОУ принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Формирование представлений  дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого средства, как физическая культура и приобщение детей к ЗОЖ, в которых изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически и психически здоровыми, крепкими.

Необходимо, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, мы можем констатировать, что у ребенка дошкольного возраста сформируются устойчивые представления о здоровом образе жизни, что целенаправленная организация совместной взросло - детской  деятельности будет способствовать целостному развитию ребенка дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности представлений здорового образа жизни.

Литература:

1. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. – М.: 2007.

2. Бочарова Н.И. Оздоровителный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. М.: АРКТИ, 2002г.

3.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М., 2007.

4. Глушкова Г. Здоровье и физическая культура  – Ребенок в детском саду. – №2. – 2003.

5. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений  – М., 2002.

6. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ.  Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

7. Чиркова С.В. Родительское собрание в детском саду. Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.

8. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник инновационного опыта по программе “Здоровье с детства”). – Киров, 2004.

9. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний  – М., 2009.

10. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений – М., 2005.

11. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания – Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.

12. Педагогика и психология здоровья. Под ред. Н.К. Смирнова. - М., 2003.

Опубликовано: 30.09.2023