Методическая разработка педагогического проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Автор: Ломакина Ирина Ивановна
Организация: МАДОУ детский сад №35 «Соловушка»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
«Если хочешь воспитать своего ребенка
здоровым, сам иди по пути здоровья,
иначе его некуда будет вести!»
В. А. Сухомлинский
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундаментом физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока - это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и с детьми в данном направлении.
Таким образом, взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни, включающая сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирования представлений и навыков здорового образа жизни у детей и родителей. Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока - это взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями и с детьми в данном направлении.
Связь с родителями, совместные мероприятия, а также выяснение отношения и мнения родителей к работе сотрудников ДОУ по данному вопросу, помогает осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, формирует представления ЗОЖ, обеспечивает взаимосвязь всех участников проекта.
Проект «В здоровом теле – здоровый дух» содержит теоретический и практический материал, который может быть интересен старшим воспитателям, воспитателям и специалистам. Данный проект может быть использован в любом дошкольном образовательном учреждении, где есть работоспособный творческий коллектив, может быть адаптирован для детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ. Также он может быть использован в кружковой работе, и поможет в успешной реализации задач по экспериментальной деятельности детей.
Паспорт проекта
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (13.02.2023 -27.02.2023)
Участники проекта: дети, воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, родители
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный
Актуальность
Трудно поспорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье – человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, на успешную личную жизнь. Нет здоровья, так и топчется человек на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровом образе жизни.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о ЗОЖ эффективно при использовании такого средства, как физическая культура, в которой изначально заложены основы и ценности ЗОЖ. Осуществить преемственность можно путем специальной организации процесса формирования ЗОЖ.
Объектом проекта выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предметом является взаимодействие ДОУ и семьи, обеспечивающее успешное формирование основ здорового образа жизни.
Цель: формирование основ культуры здоровья и пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей.
Задачи:
Для детей:
-углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих по здоровьесбережению в самостоятельной деятельности;
-воспитывать и формировать у детей начальные представления и потребности в здоровом образе жизни;
-вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям;
-развивать познавательную и двигательную активность;
-тренировать память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключения;
-совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности детей.
Для родителей:
-дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;
-способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;
-заинтересовать родителей в соблюдении здорового образа жизни в семье.
Для педагогов
-разработать план мероприятий по проекту «В здоровом теле – здоровый дух»;
-создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
-подобрать наглядный информационный материал.
Предполагаемые результаты:
-приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни;
-полученные ребёнком знания и представления о себе, о своём здоровье и двигательной активности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья;
-информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию;
-сформируются у детей умения осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
Результат: выставки рисунков по теме, коллаж «Хорошо-плохо», физкультурно-оздоровительное развлечение «Мы за здоровый образ жизни», презентация проекта в ДОУ.
Проблема проекта
Одной из причин формирования у детей знаний о ЗОЖ является недостаточная компетенция родителей в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к своему здоровью и здоровью своих детей. Но, при грамотном построении педагогического процесса, важно заинтересовать проблемой воспитания здорового ребенка и заложить основы ЗОЖ семьи.
Гипотеза
Предполагаем, что целенаправленная организация совместной взросло - детской деятельности по физическому воспитанию и ЗОЖ будет способствовать целостному развитию ребенка дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности представлений ЗОЖ.
Общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды
В семье |
В ДОУ |
1. По мере материальной возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей. |
1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. |
2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. |
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. |
3. Выполнение режима дня дома в выходные дни. |
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка. |
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать, какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. |
4. Подбор подвижных игр в соответствии с возрастом. |
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С. |
|
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. |
6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ. |
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. |
|
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. |
|
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: |
|
10. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; целевые прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность, участие всех видов мероприятий и т.п. |
Критерии сформированности здорового образа жизни в системе ДОУ
Ф.И.О. ребёнка |
Личностно-мотивационная направленность на сохранение и укрепление здоровья |
Знания и умения применять компоненты ЗОЖ в повседневной жизни |
Улучшение показателей состояния здоровья и физического развития |
|
|
|
|
Уровни представления детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни:
высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам (психоактивные вещества, алкоголь, никотин), настроен на здоровый образ жизни:
-начинает сознательно заботиться о своем здоровье;
-знает название некоторых распространенных заболеваний и понимает причины их возникновения, имеет представление о некоторых травмах: ушибах, ранах;
-имеет представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды пищи;
-спокойно ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу;
-с удовольствием осуществляет закаливающие процедуры;
-знает назначение всех органов чувств человека;
-понимает и осознаёт вред микробов, и необходимость соблюдения правил личной гигиены;
-понимает значение сна.
средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках, не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;
низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.
Анкета для выявления уровня представлений детей о здоровом образе жизни
- Что значит «здоровый человек»?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым человеком?
- Все ли продукты можно употреблять в пищу? Почему?
- Какие продукты относят к полезным? Почему?
- Какие продукты относят к вредным? Почему?
- Объясните значение пословицы « В здоровом теле – здоровый дух!»
- Перечислите вредные привычки.
- Чем полезны воздух, вода и солнце?
- Какой вид спорта тебе нравится? Почему?
- Опиши, как ты представляешь здорового человека.
Результаты реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам (психоактивные вещества, алкоголь, никотин), настроен на здоровый образ жизни:
-начинает сознательно заботиться о своем здоровье;
-знает название некоторых распространенных заболеваний и понимает причины их возникновения, имеет представление о некоторых травмах: ушибах, ранах;
-имеет представления о полноценном питании и о том, что человеку нужны разные виды пищи;
-спокойно ведет себя на физкультурных занятиях, понимает их пользу;
-с удовольствием осуществляет закаливающие процедуры;
-знает назначение всех органов чувств человека;
-понимает и осознаёт вред микробов, и необходимость соблюдения правил личной гигиены;
-понимает значение сна.
средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках, не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;
низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.
Основными формами и методами работы по укреплению ЗОЖ являются:
- ООД
- спортивное развлечение;
-организация совместной детско-взрослой деятельности с оздоровительно-профилактическими мероприятиями;
- консультирование;
- анкетирование.
План реализации и этапы проекта
Стадии работы над проектом |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. Выбор темы («В здоровом теле - здоровый дух»), постановка цели. |
Участвует в обсуждении темы проекта. |
Выбирают тему, объясняют свой выбор, рассказывают о вопросах, которые их заинтересовали. |
2. Определение формы отражения результатов проектной деятельности. |
Принимает участие в обсуждении, предлагает возможные варианты, оформления результатов. |
Обсуждают и выбирают формы представления результатов: рисунок, коллаж, альбом, натуральные объекты. |
3. Определение тем экспериментов. |
Помогает детям в определении тем экспериментов. |
Выбирают понравившуюся подтему, каждый ребенок выбирает себе роль. |
4. Подготовка материалов к исследовательской деятельности. |
Предлагает детям карточки-значки, обозначающие способ получения информации, помогает в составлении плана работы. |
Определяются источники получения информации, составляют план исследования (последовательность действий). |
5. Реализация проекта. |
Консультирует детей, координирует их работу, помогает фиксировать полученные данные, стимулирует деятельность детей. |
Собственная поисковая деятельность ребенка. |
6.Оформление результатов проекта. |
Оказывает помощь детям по их просьбе (совместная деятельность) |
Оформление результатов в соответствии с выбранной формой выражения итогов. |
Презентация проекта. |
Помогает решить организационные вопросы, обеспечивает аудиторию, дает позитивную оценку. |
Докладывают о результатах своей работы. |
I этап. Подготовительный
-Сбор информации.
-Вовлечение родителей в развитие проекта.
-Анкетирование родителей.
- Подбор методической и художественной литературы по данной теме.
-Подготовка материала
II этап. Практический
-Оформление материала, подготовка конспектов, привлечение родителей к участию в играх, к мероприятиям.
-Цикл занятий, беседы, просмотр видеоматериала, тематическое рисование, привлечение родителей к изготовлению атрибутов, подборка материала, участию во всех мероприятиях.
III этап. Заключительный
-ООД, физкультурное развлечение, создание презентации, размещение опыта работы для регионального распространения.
Ожидаемые результаты проекта:
- формирование здорового образа жизни в семье;
- создание действующей системы работы с социумом и другими видами деятельности детей и родителей по формированию ЗОЖ;
-взаимодействие педагогов, родителей и детей в различных видах деятельности: познавательная деятельность, досуговая деятельность, наглядная информация.
Содержание деятельности с детьми
№ |
Мероприятия |
1
2
3
4
5
6 7 |
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: - Утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия). - Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, босохождение, точечный массаж. - Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением. - Витаминизация (соки, фрукты, напитки). - Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей. БЕСЕДЫ: 1. Тема: «Спорт». Цель: способствовать становлению ценностей ЗОЖ 2. Тема: «Будем спортом заниматься». Задачи: закреплять знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке. 3. Тема: «Что значит быть здоровым?». Задачи: закреплять знания о здоровье и научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред своему здоровью. 4. Тема: «Здоровая пища». Задачи: помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания. 5. Тема: «Личная гигиена» Задача: сформировать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. ООД:
Тема: «Полезные и вредные продукты» Задачи: -Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека. -Закреплять знание детей о рациональном питании. Тема: «Сохрани здоровье сам» Задачи: учить самостоятельно следить за своим здоровьем; знать несложные приемы самооздоровления; прививать любовь к физическим упражнениям. Тема: «Неболейка» Задачи: учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание). Закреплять знания о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Тема: « Волшебный обруч» Задачи: сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к ЗОЖ, совершенствовать двигательные умения и навыки детей; развивать психофизические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость. Тема: «Путешествие в спортивное царство» Задачи: укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие Тема: «Мы за здоровый образ жизни» (развлечение). Задачи: формировать осознанную потребность к ЗОЖ; развивать и укреплять двигательные качества; воспитывать чувства взаимовыручки, поддерживать дух честного соревнования.
Тема: «Путешествие в страну здоровья». Задача: закреплять знания по рациональному питанию Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте; заучивание пословиц, поговорок о здоровье. Чтение художественной литературы (список прилагается). Отгадывание загадок о здоровье. Задачи: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, повышать речевую активность детей. Сюжетно – ролевые игры: «Клиника здоровья», «Аптека», «Больница», «Тренажерный зал» Задачи: закреплять знания детей по лексической теме, повышать речевую активность. Дидактические игры: «Умею, не умею», «Правильная и вредная еда» и др. Выставки. Задачи: формировать привычки к ЗОЖ у родителей и детей; мотивация на укрепление своего здоровья. - Рисунки детей с родителями на тему ЗОЖ; -Коллаж «Мы за здоровый образ жизни!»; -Конкурс детских работ «Путешествие в страну здоровья»; -Выставка литературы по ЗОЖ «Азбука здоровья»; - Папка-передвижка « Что такое ЗОЖ?» |
Содержание деятельности с родителями
№ |
мероприятия |
1
2
|
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Задачи: - определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка; - выявить семьи, имеющие интересный опыт оздоровления ребёнка. КОНСУЛЬТАЦИИ В РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК -Консультация «Красивая осанка - залог здоровья»; -Рекомендации родителям по укреплению здоровья; -Рекомендации родителям по питанию детей. -Консультация «Помогите ребенку укрепить здоровье!». -Консультация «Здоровье детей и компьютер». Задачи: доступно дать родителям нужную информацию, побуждать их пересматривать неправильные методы и приёмы домашнего физического воспитания; привлечь родителей к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. |
Конечный результат
1.Информация о результатах реализации проекта, размещенная на информационном сайте ДОУ.
2. Представление опыта работы на семинарах по дошкольному образованию, среди воспитателей ДОУ, просмотр презентации на семинаре в ДОУ.
3.Организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Путешествие в страну здоровья».
4.Совместная работа родителей и детей – коллаж «Хорошо - плохо».
5.Проведение физкультурного развлечения для детей «Мы за здоровый образ жизни».
6.Актуализация знаний среди родителей о современных проблемах ЗОЖ.
7.Обобщение и распространение опыта работы
У детей: в результате проекта дети расширили свои знания о факторах, влияющих на состояние здоровья и окружающих по здоровьесбережению в самостоятельной деятельности.
У педагогов: повысилось качество работы по физкультурно-оздоровительному направлению; стали использовать новые формы и методы взаимодействия с детьми и семьями детей.
У родителей: появился интерес у родителей к вопросу своего физического развития и оздоровления детей.
Заключение
Предлагаемая модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Педагоги дошкольного учреждения являются инициаторами установления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах по формированию здорового образа жизни, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности.
Вовлечение родителей в жизнь ДОУ принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого средства, как физическая культура и приобщение детей к ЗОЖ, в которых изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически и психически здоровыми, крепкими.
Необходимо, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, мы можем констатировать, что у ребенка дошкольного возраста сформируются устойчивые представления о здоровом образе жизни, что целенаправленная организация совместной взросло - детской деятельности будет способствовать целостному развитию ребенка дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности представлений здорового образа жизни.
Литература:
1. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. – М.: 2007.
2. Бочарова Н.И. Оздоровителный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. М.: АРКТИ, 2002г.
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М., 2007.
4. Глушкова Г. Здоровье и физическая культура – Ребенок в детском саду. – №2. – 2003.
5. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М., 2002.
6. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).
7. Чиркова С.В. Родительское собрание в детском саду. Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.
8. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник инновационного опыта по программе “Здоровье с детства”). – Киров, 2004.
9. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний – М., 2009.
10. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений – М., 2005.
11. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания – Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.
12. Педагогика и психология здоровья. Под ред. Н.К. Смирнова. - М., 2003.