Использование нейропсихологических игр в работе учителя-логопеда

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Миндубаева Эльмира Шамилевна

Организация: МБДОУ детский сад «Рябинушка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Красное

Применение в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми является одной из таких методик.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения. А как мы знаем, в более старшем возрасте восприятия и другие процессы поддаются коррекции гораздо сложнее.

Готовность ребенка к обучению в школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально- волевую сферу, памяти, мышления, речи . Нейропсихологические игры и приемы позволяют не только разнообразить программу занятий, но и помогают развивать высшие психические функции.

Основным принципом в применении нейропсихологических методов является комплексный подход- воздействие на разные типы восприятия – осязание, обоняние, слух, зрение и т.д., что позволяет развивать большинство компонентов нервной системы.

Выполняя нейропсихологические упражнения, дети меньше утомляются, проводят время интересно и весело, а самое главное они лучше усваивают образовательную программу, что обусловлено возникновением новых нейронных связей.

Развивая мозг ребенка с применением нейропсихологических игр, мы можем успешнее подготовить и развить нервную систему к обучению в школе.

Преимущества использования нейроигр:

игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.

Цели использования нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками:                                   

-развитие межполушарного взаимодействия;

-синхронизация работы полушарий головного мозга;

-развитие пространственных представлений;

-развитие чувства ритма, а ритм - основа речи и движения;

-развитие моторики и быстроты реакции;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи).

При использовании в работе с дошкольниками нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать пространство, свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях.  Совсем необязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры в любом случае полезны и интересны для каждого. Дети развиваются, играя. Им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого себя, видеть свои ошибки и делать выводы.

Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям, необходимо убедиться, что ребёнок в хорошем настроении. Не нужно настаивать и перегружать малыша, иначе достичь нужного эффекта не получится. Необходимо комбинировать разные упражнения, чередовать подвижные и спокойные занятия, начинать с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться и постепенно добавлять более сложные упражнения. Достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно и не забывать хвалить ребёнка за успехи, не акцентировать внимание на том, что не получается.
Хочу представить многофункциональное пособие «Ножки и ладошки», которое можно сделать своими руками и эффективно использовать в своей работе.

Цветные силуэты ладошек и стоп сделаны из фоамирана. Можно нарисовать силуэты ладошек и стоп на обоях или на ватмане и раскрасить вместе с детьми. Ножки и ладошки прикреплены к гимнастическому коврику с помощью парных липучек, что дает дополнительную возможность менять внешний вид поля и сложность прохождения. Силуэты стоп и ладошек можно прикрепить к любой другой поверхности.

 

Веселая и подвижная игра «Ножки и ладошки».

Ход игры: раскладываем поле, по три карточки в ряду, например, левая ножка, левая ладошка, правая ножка, и так несколько рядов. Ребенку нужно пройти путь, не допустив ошибок.

Условия игры: на левый отпечаток ножки ставим левую ножку, на правый – правую. На левый отпечаток руки – левую ручку, на правый отпечаток – правую.

 Когда ребенок освоится и будет проходить дорожку достаточно быстро, можно менять изображения местами.

 

«Пройди по тропинке»

Раскладываем тропинку из следов. Ступая на левую ногу, ставим руки вперёд, ступая на правую – руки на поясе. Одновременно можно проговаривать речевой материал.

 

«Необычная прогулка»

 

Для игры берутся контуры левых и правых ладошек разного цвета. Ребёнок ставит руки на ладошки, например, на красные. Педагог просит сдвинуть их: на одну вверх, на одну вправо, на две влево и т.д. Ребенок передвигает ладошки и сообщает, на каких он в итоге оказался.

 

«Цветные ладошки»

 

Для игры нужны контуры левых и правых ладошек разного цвета и соответствующего цвета фигурки.

Задача: поставить две руки одновременно на ладошки в последовательности, соответствующей последовательности цветам фигур. Фигуры и ладошки меняем местами. Если ребенку сложно – проговариваем последовательность действий вслух.

 

«Палитра»

Перед ребенком расположены цветные фигурки и силуэты ладошек, на кончики пальцев которых наклеены цветные кружочки. Ребенок, следя за последовательностью лежащих перед ним цветных фигурок, поднимает нужный палец. Упражнение можно выполнять двумя руками одновременно.

 

«Найди пару»

Силуэты ладошек используются попарно. Дети берут по одному силуэту в руки и двигаются под музыку по кругу. Когда музыка останавливается, дети ищут себе пару по силуэту (если у ребенка силуэт правой ладошки, то он ищет силуэт левой ладошки). Выигрывает самая быстрая пара.

                                                  

«Пройди по болоту»

Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке, делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот. При этом можно проговаривать речевой материал.

 

Разнообразие игр с цветными ладошками и ножками создают отличное настроение, помогают дошкольникам быстрее преодолеть речевое нарушение.

 

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005.

3. Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3.

4. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: дис. / Т.А. Фотекова. – М., 2003. – 382 с.

5. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997

6. Безруких М. В. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998

7. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. - М., 1999

8. Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018

9. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М., 1999

Опубликовано: 10.10.2023