Совместные занятия воспитателей, родителей и психолога ДОУ в адаптационный период детей первой младшей группы
Конференция: Современный детский сад
Автор: Быкова Ирина Александровна
Организация: МКДОУ д\с № 275 «Миша»
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
Ребенок младшего дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
В возрасте от 1 до 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Большое число незнакомых людей — основная причина возникающего стресса. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Поэтому на базе нашей группы совместно с психологом был организован кружок «Мама и Я», целью которого является вовлечение родителей в педагогический процесс и улучшение процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Система совместных занятий «психолог-родители-воспитатели-дети» рассчитана на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса детей первой младшей группы.
Основные направления работы нашего кружка:
-
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей
-
Обучение родителей взаимодействию со своим ребенком
-
Консультирование родителей по актуальным вопросам
Родители с желанием откликнулись на наше предложение о таком тесном взаимодействии. Не смогли посещать наши занятия только те, кто не имеет такую возможность из-за работы. Обычно присутствует 10 человек, что наиболее оптимально для совместной деятельности. Наши встречи проходят в игровой форме, где принимают участие дети и воспитатели совместно с родителями. Периодичность встреч 1 раз в две недели. Все занятия проводим совместно с педагогом-психологом. В этом учебном году мы провели 5 таких занятий. В конце каждого занятия у родителей возникает много вопросов, мы постарались систематизировать интересующую их информацию и провести обмен опытом за круглым столом с чаепитием. Также по окончанию каждой встречи родителям выдаются буклеты или памятки на различные интересные и важные для них темы.
Темы проведенных занятий следующие:
1. «Давайте познакомимся!»
Цель: познакомить родителей с участниками адаптационной семейной группы, условиями воспитания детей в дошкольном учреждении.
2. «В гостях у сказки»
Цель: вспомнить героев любимых сказок, учить детей понимать образы, развивать интерес к сказкам. Формирование положительного эмоционального фона, развитие познавательных процессов.
3. «Давайте поиграем»
Цель: Учить детей понимать суть игровой ситуации, знакомить с речевыми конструкциями приветствия. Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать элементы произвольного поведения.
4. «В гостях у гномиков»
Цель: учить детей выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий при ведущей роли взрослого. Развивать навыки общения и взаимодействия, формировать культуру общения
5. «Запасливый ёжик»
Цель: Учить детей подбирать пары предметов по форме, цвету. Развивать зрительное восприятие моторику, обогащать словарный запас.
Каждое включает три части: вводная, основная, заключительная.
Основными средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, "ладушки" и "догонялки".
Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт. Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения или песни.
Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
-
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
-
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
-
развитие игровых навыков, произвольного поведения;
-
развитие эмоциональной отзывчивости
Занятие № 2
«Давайте поиграем»
Вводная часть:
Упражнение “Здравствуй солнце золотое” (активизация позитивного настроения)
Здравствуй солнце золотое, (дети и родители держатся за руки и идут по кругу поднимают руки вверх);
Здравствуй небо голубое (дети и родители держатся за руки и идут по кругу руки в сторону);
Здравствуй травка и цветы (дети и родители держатся за руки и идут по кругу, руки внизу);
Здравствуй ты и здравствуй я, здравствуйте, мои друзья (дети и родители сужают круг, обнимают друг друга).
Упражнение “Хорошее настроение”
Дети вместе с мамами стоят по кругу, нужно дотронуться ладошками до рядом стоящего, улыбнуться и пожелать хорошего дня.
Упражнение «Где же наши ручки?»
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают руки).
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают уши).
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
Основная часть:
Игра “Чижик”
Чижик по небу летал (мамы вместе с малышами изображают птичек, машут крыльями и летят по кругу),
Правой (левой) ножкою кивал (забрасывают ногу назад, пытаясь до ягодицы)
Кив-кив – не кивай,
К себе в домик улетай! (убегают в свой домик).
Игра продолжается несколько раз.
Игра «Волшебный мешочек»
-«Ребята и родители, посмотрите, я нашла волшебный мешочек, а давайте узнаем, что там лежит. Я первая достану, ой ребята, кто это? Это колобок, а из какой он сказки, а какую песенку он поёт? Дети по очереди подходят к воспитателю, опускают руку в мешочек и достают одного героя сказки. Показывают остальным, при помощи родителей называют сказку, вместе с родителями рассказываем ее.
Подвижная игра «Зимняя зарядка»
Руки к ножкам и ушам,
На колени и к плечам,
В стороны, на пояс, вверх,
А потом веселый смех:
Ха-ха-ха, хи-хи-хи,
До чего ж мы хороши!
Раз – в ладоши хлопнули,
Два – ногою топнули,
Три, четыре – подтянулись,
Дружно за руки взялись.
Заключительная часть:
Упражнения в заключительной части проводятся на индивидуальном коврике (мама и ребенок) Основная направленность заключительной части – релаксация, психомышечное расслабление, работа с базовым чувством доверия, телесный контакт с мамой.
"Летний денек"
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: (Мамы поглаживают части тела детей, при слове гром прижимают к себе)
- Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Греет ручки, греет ножки
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Хочется отметить что, у детей посещающих наши занятия, процесс адаптации проходит гораздо легче, дети стали более общительными, открытыми, в их настроении преобладают положительные эмоции.
Такая форма работы с родителями даёт им возможность увидеть работу педагога изнутри и изменить своё отношение к нашему нелёгкому труду.