Инновационные подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования на примере организации системы работы с родителями

Конференция: Современный детский сад

Автор: Смирнова Мария Михайловна

Организация: МДОУ Детский сад «Сказка»

Населенный пункт: Тверская область, п. Спирово

В  процессе  перехода  на  федеральный  государственный  образователь-ный  стандарт дошкольного  образования  возникает  необходимость  в  использовании  ин-новационных подходов  к  организации  образовательного  процесса  в  современной  дош-кольной образовательной  организации.  В связи  с  этим  перед  дошкольными  образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования,  задача изменения  содержания  образования,  форм  и  методов  организации  образовательного процесса, роли педагога.

Рассмотрим одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей - взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями, самыми важными и ближайшими партнёрами наших воспитанников.

Целью инновационной деятельности детского сада при организации взаимодействия с семьями воспитанников становится создание и внедрение системы направленного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Выстраивание диалога детского сада и семьи, основанного на содружестве и взаимопомощи.

В 2014-2015 учебном году мы начали апробацию первого модуля региональной программы «Моя семья»: уровень дошкольного образования «Радость детства в семье». Апробация началась в подготовительной группе детского сада. Региональная программа «Моя семья» призвана объединить и направить усилия педагогов по работе с детьми, связанной с различными формами их подготовки к семейной жизни.

Девиз модуля: «Я хорошими поступками радую свою семью». Важные особенности дошкольников –это подражание взрослым и стремление получить похвалу от них. Восприятие мира у них очень эмоциональное. Ребенок искренне старается радовать родителей.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт показывает нам, что семья- это соучастник образовательного процесса, а не пассивный наблюдатель, поэтому в работе с семьями мы используем инновационные подходы, стараемся на базе детского сада создать необходимые условия для взаимодействия детей и родителей, обогащения их опыта общения. Для этого были проведены следующие мероприятия:

Совместные семейные досуги, развлечения и праздники в ноябре на день Матери -«Мамочка милая, мамочка моя», в декабре- новогодний мюзикл «Волк и семеро козлят», на 23февраля -«Мой папа самый, самый!», в марте-«Весенний день-8 марта», в мае- «Как я рад, как я рад, у меня сестра и брат!», и родительские собрания нетрадиционной формы на темы: «Задачи воспитания и образования в подготовительной группе», «Моя большая и дружная семья», «Формирование у ребенка мотивационной готовности к обучению в школе». На всех встречах с родителями показываем разнообразие форм общения с детьми в семье. Родители участвуют в конкурсах, поют, танцуют вместе с детьми. Посещаемость таких мероприятий всегда высокая, родители активно принимают участие в дискуссии и игре и не только родители, но и братья, сестры, бабушки, дедушки бывали на наших встречах, что способствует сплочению семейного коллектива. С родителями провели консультации: «Семья и семейные ценности», «Играйте вместе с детьми», «Эстетическое воспитание в семье», индивидуальные беседы, состоялись встречи со специалистами (психологом, логопедом).

В последние годы эффективной инновационной формой работы с семьёй стала проектная деятельность

На протяжении учебного года в рамках программы было разработано и осуществлено 3 проекта: «Моя мама. Какая она?», «Мой папа. Мой дедушка», «Моя родословная. (История семьи в истории страны)». Во время проектной деятельности родители вместе с детьми выполняли творческие и исследовательские работы, что помогало их близкому общению, обогащению семейного опыта детей. Эта работа позволяет особо подчеркнуть значение семейного воспитания, поскольку семья сильна, прежде всего, своими эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребёнка.

ВЫВОД

По программе «Моя семья» работали первый год, но уже видны результаты. Работа по данной программе помогла педагогам со многими семьями наладить доверительные отношения, стало меньше конфликтных ситуаций. Многие родители с удовольствием откликались на просьбы воспитателей, вносили свои предложения, помогали пополнять предметно-пространственную развивающую среду группы, интересовались и охотно принимали участие во всех делах группы. Им интересно было наблюдать за своими детьми в не домашней обстановки, а дети были очень рады совместному досугу с родителями, дети раскрывались на глазах, когда играли, пели и танцевали, участвовали в драматизации совместно со своими родными.

Поскольку дошкольный уровень образования не является заключающим этапом формирования у ребенка семейных традиционных ценностей, то целевые ориентиры имеют долгосрочный характер. В детском саду от ребенка не требуется конкретных образовательных достижений по этой программе.

Надо помнить, что у каждого ребенка свои положительные семейные ценности, вынесенные им из его семьи, и мы их должны поддерживать.

Дошкольная организация в условиях реализации федерального государственного  образовательного  стандарта должна стать площадкой для расширения спектра инновационных форм взаимоотношений друг с другом в семье, преодоления стереотипов семейного взаимодействия, обогащения индивидуального и коллективного опыта детей и родителей; обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Программа «Моя семья» помогает решать эти вопросы и соответствует требованиям федерального государственного  образовательного  стандарта.

Такие инновационные подходы к организации системы работы с родителями открыли большие возможности для активного общения ребёнка с родителями, усилили контакт педагогов с родителями воспитанников, позволили привлечь родителей к жизни детского сада, и это дало ощутимые результаты в воспитании, развитии и оздоровлении детей.

 

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 2013.
  2. Концепция программы по формированию семейных ценностей у обучающихся общеобразовательных организаций «МОЯ СЕМЬЯ».- Тверь. 2014.
  3. Парциальная программа для дошкольных организаций «МОЯ СЕМЬЯ» Автор-составитель Некрасова А.А. – Тверь. 2014.
  4. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
  5. Буре Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников – М. «Просвещение».2004.
  6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  7. //http://semcennosti.info/
  8. //http://festival.1september.ru/
Опубликовано: 08.02.2016