Современный взгляд на систему формирования основ этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Конференция: Современный детский сад
Автор: Максименко Татьяна Олеговна
Организация: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун
С одной стороны, современное дошкольное образовательное учреждение посещают дети разных национальностей, так как Россия всегда была и остается многонациональной страной.
С другой стороны, модернизация российского образования, в том числе требования федерального государственного образовательного Стандарта подводят воспитателей к необходимости формировать основы толерантности у детей.
Так, среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рамках ФГОС к программам дошкольного образования - формирование толерантной позиции дошкольников через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур. В Стандарте четко прописано, что вторая часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно, и при этом может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
С целью формирования основ толерантной культуры старших дошкольников и приобщения детей к культурному наследию своего народа и народов мира, мною была разработана система воспитательно-образовательной работы «Родник традиций», предполагающая введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Так как согласна с мнением М.Беннета, «вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу».
В своей практике по формированию этнической толерантности использую такие методы и педагогические технологии, как:
-
Метод проекта («Народы мира», «Сороки - традиция празднования встречи весны», «Ярмарка ремесел» и др.)
-
Игровой метод
-
Информационно-коммуникационные технологии (слайдовые презентации, аудио-энциклопедии, познавательные фильмы и мультфильмы, интерактивные игры)
-
Этнопедагогика (затейное творчество, устное народное творчество, театр, декоративно-прикладное творчество, песенное и танцевальное творчество народов мира)
-
Музейная педагогика (краеведческий музей, виртуальный музей, создание «Уголка русской избы» ДОУ, создание мини-музея народов мира)
-
Макетирование (создание серии макетов "Народы мира" и др.)
В систему работы по формированию этнотолерантности включены современные формы организации:
- разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная и др.);
- синтез искусств на основе принципа методической интерпретации потенциала народной педагогики;
- интегрированная непосредственно образовательная деятельность ( «Путешествие в край северного сияния», «Ханами-любование сакурой», «Индийские сказки» и др.), а также провожу циклы занятий с включением регионального компонента («Осенние посиделки», «Сибирские посидки», «Зимние кружева», «Народные промыслы», «Весна-весняночка» и др.)
Для реализации образовательного процесса созданы условия для проявления творческой активности личности и полноценного всестороннего развития ребёнка:
- предметно-пространственная толерантная развивающая среда;
- создание ситуации успеха в различных видах деятельности; культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами народного художественного творчества;
- сотрудничество с семьями воспитанников и социальными партнерами.
По моему мнению, вышеописанная система работы по формированию основ этнической толерантности у детей дошкольного возраста современна, актуальна и, в перспективе, должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности. Это позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Используемая литература:
- Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса Г.Н. Волков. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
- Компанцева, Л.В. Стратегия управления процессом приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре Л.В. Компанцева, И.И. Иванова, Т.Б. Третьякова и др. Ростов-н-Дону, 2002.
- Тихонова И. С. Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника // Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. науч.-метод. ст. / редкол. Е. Н. Киркина; Мордов.гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010.
- Приказ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта» от 17 октября 2013