Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Делеске Татьяна Владимировна

Организация: МКДОУ д\с № 275 «Миша»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Согласно ФГОС дошкольного образования, педагоги должны осуществить переход от учебной модели к развивающей, целью которой является развитие ребенка. Для этого нам необходимо искать такие формы, методы и подходы в работе с дошкольниками, которые будут соответствовать современным требованиям.

Особенностью организации образовательной деятельности, на основе реализуемой нашим дошкольным учреждением примерной программы «Детство», является ситуационный подход. Это значит, что основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме. Но, пожалуй, главной задачей является развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы. Ситуационный подход выполняет принцип продуктивности образовательной деятельности, то есть получение какого-либо продукта: панно, газета, журнал, атрибуты для игр, постройки и т.д.

В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то проблема, требующая решения и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.

Можно выделить следующие типы образовательных ситуаций:

  • игровые;

  • практические;

  • театрализованные;

  • проблемно-игровые;

  • проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на

  • заранее спланированные;

  • спонтанно возникшие.

В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир.

Как научить маленького ребенка думать?

Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок - маленький исследователь, он всегда стремится к активной деятельности.

Для детей четвертого года жизни я использовала развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием. Например, "Наш зайчик поранил лапку", "Кукла заболела", "Найдем друга котенку Пуху", "Поможем Мишутке одеться" и т. д.

То есть, нам в этих ситуациях приходилось обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом решались следующие задачи:

  • умение дружить;

  • помогать другому;

  • культурно-гигиенические навыки;

  • эмоциональное состояние в группе.

Дети пятого года жизни - почемучки - с ними я сейчас работаю. Они охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним.

Я насыщаю жизнь детей разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения. Определить:

  • песок сухой или влажный;

  • снег чистый или грязный;

  • подобрать дорожки по ширине (чтоб проехала машина);

  • что можно сделать с...(газета, карандаш, картонная коробка).

В работе руководствуюсь правилом: никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Но исхожу из реальных возможностей детей. Иногда достаточно только намекнуть, иногда - показать, иногда - сделать вместе. Использую следующие приемы организации поиска решения (в младшем возрасте - помощь взрослого больше, в старшем - меньше). Это:

  • наводящие вопросы;

  • подсказки;

  • неправильные решения;

  • недосказанная история;

  • цепочка наводящих задач.

План развития образовательной ситуации

  1. Постановка проблемы.

  2. Вопросы (что хотим узнать).

  3. Выдвижение предположений, гипотез.

  4. Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).

  5. Подведение итогов. Доклад.

  6. Продукт деятельности.

Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Вот несколько примеров развивающих образовательных ситуаций, которые я использую с детьми средней группы:

  • Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.

Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.

Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.

  • Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?

Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.

  • У Карлсона заболела бабушка. Что делать?

Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.

Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.

  • Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся

Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.

Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.

  • Наши комнатные растения просят помощи

Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.

Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений.

Все образовательные ситуации подбираю в соответствии с реализуемой темой недели.

В заключении хочу отметить, что продуманное и системное использование развивающих образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный смысл, они стремятся к достижению результата, и, в дальнейшем, на мой взгляд, будут подготовлены к решению более сложных образовательных задач.

Опубликовано: 15.02.2016