Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений
Конференция: Современный детский сад
Автор: Николаева Елена Викентьевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №106»
Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Изучив литературу по педагогике, можно сделать вывод о том, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру необходимо включать непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
- Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
- Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
- Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами (игры на обучение детей счету в прямом и обратном порядке : "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру",)
- Игры путешествия во времени (игры для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью).
- Игры на ориентировку в пространстве (игры на обучение детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию).
- Игры с геометрическими фигурами (игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур)
- Игры на логическое мышление (математические задачи на смекалку, Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.,
- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки
- логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
- лабиринты — упражнения («Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
- задачи в стихотворной форме;
- задачи-шутки и т. д.
- далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования дидактических средств.
Список использованной литературы:
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Я считаю до двадцати. - М.: Творческий центр "Сфера", - 2002.
- Математика от трех до семи / Авт. - сост. З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 176 с.
- Сай М.К., Удальцева Е.И. Математика в детском саду. - Минск: Народная асвета, 1990.