Дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений

Конференция: Современный детский сад

Автор: Николаева Елена Викентьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №106»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Изучив литературу по педагогике, можно сделать вывод о том, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру необходимо включать непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
  2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
  3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

  • Игры с цифрами и числами (игры на обучение детей счету в прямом и обратном порядке : "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру",)
  • Игры путешествия во времени (игры для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью).
  • Игры на ориентировку в пространстве (игры на обучение детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию).
  • Игры с геометрическими фигурами (игры для закрепления знаний о форме геометрических фигур)
  • Игры на логическое мышление (математические задачи на смекалку, Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
  • геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.,
  • «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки
  • логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
  • лабиринты — упражнения («Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
  • загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
  • стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
  • задачи в стихотворной форме;
  • задачи-шутки и т. д.
  • далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми.
    Формирование элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования дидактических средств.

 

Список использованной литературы:

  1. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
  4. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Я считаю до двадцати. - М.: Творческий центр "Сфера", - 2002.
  5. Математика от трех до семи / Авт. - сост. З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 176 с.
  6. Сай М.К., Удальцева Е.И. Математика в детском саду. - Минск: Народная асвета, 1990.
Опубликовано: 19.02.2017