Формы организации проблемного обучения в ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Подзолко Елена Геннадьевна

Организация: МБДОУ № 7 «Жар-птица»

Населенный пункт: Ханты-Мансийский АО-Югры, г. Нижневартовск

  • Создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. «Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». (Словарь С.И. Ожегова) Особенности проблемного обучения: знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде; правила или инструкции не предлагаются; поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога. Проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого. «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве завтра он становится способен выполнять самостоятельно» Л.С.Выготский

Формы организации проблемного обучения ДОУ:

  • Проблемный вопрос
  • Проблемная задача
  • Проблемная ситуация

Проблемный вопрос при ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа? Почему осенью опадают с деревьев листья? Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие ещё не высохли? Почему заяц к зиме меняет цвет шубки? Проблемная задача: как в любой задаче есть условие и вопрос. Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды, однако переезжать они не хотят. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?? Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь??

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

Основные компоненты проблемной ситуации: неизвестное, т.е. усваиваемое ребёнком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Примеры проблемных ситуаций. «Свойства магнита». По наклонной доске прокатывают шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Все скатываются, а металлические останавливаются посередине доски. Противоречие: шарик должен скатиться, но не скатывается. Почему? Почему же не скатился металлический шарик? Почему металлический корабль не тонет?

Алгоритм решения проблемной ситуации: постановка проблемы; актуализация знаний детей; выдвижение гипотез, предположений; проверка решения; введение знаний в систему.

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив. Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что- то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет). Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед). Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д.Родари). Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша...»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому не задает вопросов «почему?» (С.Маршак)

Список литературы:

  1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. для сред. проф. образования / С. А. Козлова ; Т. А. Куликова. – 9 - е изд., доп. - М. : Академия, 2008. - 414 с.
  2. Мельникова, Е. Л. Создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками / Е. Л. Мельникова, Л. Ю. Сысуева // Методист. – 2016. - № 4. – С. 61 – 68.
  3. Понамарева, Е. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника / Е. В. Понамарева и др.// Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 3. - С. 64 - 68.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 [зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013 N 30384] - М. : Центр педагогического образования. - 2014. - 32 с.

Эльконин, Д. Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М. : Педагогика, 1983.

Опубликовано: 27.11.2018