Формирование основ инженерной деятельности в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Хуснутдинова Светлана Ханифовна

Организация: МБДОУ детский сад №191

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

  • 1), (Слайд 2).

В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии. Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

(Слайд 3)

На протяжении нескольких лет приоритетным направлением моей работы является развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. Придерживаясь содержания основной общеобразовательной программы, разработала план работы на год, который предполагает, что дети могут реализовать свой потенциал при условии целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия. Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Личность формируется в деятельности и эффективность влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического мышления ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

(Слайд 4)

В группе были организованы центры «Конструирования», «Природы и Экспериментирования». Подготовлены необходимые материалы и оборудование для опытов и экспериментов, разнообразные виды конструкторов. Оформлены картотеки опытов и экспериментов. Подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию модели, оформлены карточки-схемы. Возможности формирования основ инженерно-технического мышления я рассматриваю в двух направлениях:

· конструктивная деятельность

· познавательно-исследовательская деятельность.

(Слайд 5)

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

(Слайд 6,7)

 

Для развития и поддержания у детей интереса к конструктивной деятельности использую разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков и различных видов конструктора. Начали с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизенера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу «Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия». На занятиях по аппликации предлагаю ребятам изготовить поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т.д.). Детям очень нравятся поделки типа оригами и с элементами мозаики. Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.

(Слайд 8)

Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают чертежи, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?» И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. В старшем дошкольном возрасте ребята осваивают основы технического моделирования и конструирования с помощью различных видов конструкторов: LEGO, «Юный инженер», «Знаток», «Механик» и т.д. Конструктор LEGO является универсальным и многофункциональным, поэтому он используется в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные и творческие способности.

(Слайд 9)

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет ребенку напрямую удовлетворить присущую ему любознательность и смоделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольники наблюдают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы, устанавливают причинно-следственную связь, соблюдают правила безопасности.

(Слайд10,11,12,13 )

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников использую комплекс разнообразных форм и методов. Основным содержанием деятельности стали опыты и эксперименты естественнонаучной направленности. Взяла некоторые, самые простые разделы физики: механику, магнетизм, электродинамику. Знакомство со свойствами и качествами материалов происходит в самостоятельной и совместной непрерывной образовательной деятельности. После совместной деятельности дети, полученные знания вносили в самостоятельную деятельность и обыгрывали в разных игровых ситуациях. Так, например, познакомив детей с понятиями: сила притяжения, магнетизм, дети уже сами во время прогулки проводили эксперименты с различными предметами, объясняя результаты на своем уровне.

 

  • познавательно-исследовательская деятельность способствует освоению детьми, научно-познавательных знаний, становлению опытно-экспериментальных действий формирует основы технического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
  • 14)

Обобщая выше изложенное, пришла к выводу, что развитие технических способностей, предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста - это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, развитие исследовательских навыков обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов. Таким образом, созданные условия в ДОО, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста в ДОО.

(Слайд 15)

  • file0.pptx.zip.. 4,8 МБ
  • Опубликовано: 14.04.2019