Эффективность применения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ в контексте ФГО ДО

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Смирнова Ольга Васильевна

Организация: МДОУ Детский сад № 1 «Теремок»

Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Тоншаево

Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена увеличением нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического факторов, которые провоцируют негативные изменения в состоянии здоровья.
В связи с этим одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения становится задача охраны и укрепления здоровья детей.
В нашем детском саду проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников возникла и в результате высокой заболеваемости детей, посещающих детский сад.
Проанализировав заболеваемость детей в ДОУ, мы пришли к выводу, что она растет с каждым годом. Проблема усугубляется тем, что большая часть детей болеет ежегодно, 30% детей переносят три и более заболеваний в год. Поэтому первоочередной задачей для нас стало снижение высокой заболеваемости детей.
Важно, чтобы забота о здоровье детей в детском саду сочеталась с заботой о ребенке в семье. В первую очередь семья должна быть примером воспитания культуры здорового образа жизни. С целью выявления отношения родителей к проблеме ЗОЖ, было проведено анкетирование. В анкетировании приняли
участие 104 родителя, что является 65% от общего количества детей, посещающих наш детский сад. Анкетирование родителей позволило выявить следующее: большинство родителей понимают важность применения оздоровительных мероприятий, но все равно постоянно нарушают правила здорового образа жизни, в выходные дни не соблюдают режим дня и питания, предпочитают дома занять ребенка спокойными играми, и еще хуже – просмотром телевизора, игрой на компьютере.
Проанализировав результаты заболеваемости воспитанников и итоги анкетирования родителей, мы пришли к выводу, что работа в области здоровьесбережения детей в ДОУ должна быть выведена на более высокий уровень. В связи с этим актуальным для нас стало интегрированное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии нам представляются главным средством укрепления здоровья воспитанников – это такая система, которая включает в себя взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательной и развивающей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ определяется рядом нормативных документов:
 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
 ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155
 СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 г.)
 Устав МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
 ООП ДО МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
Среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, можно выделить следующие:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [1].
Целью здоровьесберегающих технологий является:
• становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [2].
Аналогичность задач направляет нас на применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
Выбор здоровьесберегающих технологий обусловлен условиями нашего ДОУ, компетентностью педагогов и показателями заболеваемости детей. Это технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии. Для нас важно, чтобы все технологии имели оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате позволила бы сформировать у ребенка устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное его развитие.
В нашем детском саду работа по здоровьесбережению осуществляется по нескольким направлениям:
1. Работа с детьми, направленная на их обучение элементарным приёмам укрепления здоровья, а так же формирование здорового образа жизни, проводиться в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
УТРО
Утренняя гимнастика: - общеразвивающие упражнения;
- дыхательные упражнения;
- гимнастика для глаз;
- ритмопластика.
Перед НОД: - коммуникативные игры;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика.
НОД по физическому развитию (2 раза в неделю, в старших группах + 1 раз в неделю на воздухе).
НОД из серии «Здоровье»
Во время НОД: - динамические паузы;
- логоритмика (музыка, развитие речи);
- артикуляционные упражнения (развитие речи).
ДЕНЬ
Прогулка: - дыхательные упражнения (летом);
- подвижные и спортивные игры.
После прогулки: - сказкотерапия.
Перед сном: - релаксация.
ВЕЧЕР
Бодрящая гимнастика после сна: - общеразвивающие упражнения;
- дыхательные упражнения;
- самомассаж.
После полдника: - пальчиковая гимнастика;
- ритмопластика;
- кинезиологические упражнения;
- коммуникативные игры;
- игротреннинги, игротерапия;
- су-джок терапия;
- психогимнастика;
- арттерапия.
Вечерняя прогулка: - подвижные и спортивные игры.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые педагогами, все в комплексе направлены на оздоровление детей, и каждая в отдельности имеет свою направленность.
 Физкультурное занятие – проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, в старших группах – 2 раза в неделю и 1 раз в неделю на воздухе.
 НОД из серии «Здоровье» (ОБЖ) - проводится в соответствии с ООП ДО.
 Игротерапия – организовывается незаметно для детей в зависимости от задач, поставленных педагогом, включая детей в процесс игровой деятельности.
 Самомассаж – способствует саморегуляции и развитию тактильных ощущений, нормализации мышечного тонуса, активизации и синхронизации работы обоих полушарий мозга.
 Сказкотерапия – применяется как способ коррекции детских проблем психологического характера.
 Арттерапия – способствует преодолению психологических и коммуникативных барьеров, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний.
 Кинезиологические упражнения – используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направлены на активизацию межполушарного воздействия, повышение стрессоустойчивости, синхронизацию работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, способствуют улучшению памяти и внимания.
 Пальчиковая гимнастика – используется для развития мелкой моторики рук, развития речи и подготовки ребенка к рисованию и письму.
 Дыхательная гимнастика – способствует формированию правильного речевого дыхания, профилактики болезней дыхательных путей.
 Гимнастика для глаз – прием оздоровления детей, направленный на профилактику нарушений зрения дошкольников.
 Двигательные паузы во время занятий – используются для предупреждения утомления и восстановления умственной работоспособности детей.
 Подвижные и спортивные игры – организовываются как часть физкультурного занятия, на прогулке или в групповом помещении.
Здоровьесберегающие технологии в режиме дня используют все педагоги (воспитатели групп общеразвивающей и компенсирующей направленности, учителя-логопеды, музыкальные руководители, педагог-психолог) во время организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми, согласно календарному плану.
Для организации самостоятельной двигательной и здоровьесберегающей деятельности детей в группах педагогами созданы центры двигательной активности, в которые вносится нестандартное физкультурное оборудование, сделанное руками родителей и педагогов. Педагогами созданы картотеки различные видов гимнастик, оборудование для самостоятельного использования детьми.
2. Работа с семьей направлена пропаганду здорового образа жизни, просвещение родителей в вопросах здоровьесбережения детей: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, выступления на родительских собраниях, тематические выставки и конкурсы, совместные спортивно-оздоровительные мероприятия.
В 2016 году общее родительское собрание было проведено на тему «Здоровье ребенка в наших руках». В повестку было включено выступление районного врача-педиатра на тему «Здоровый образ жизни в семье». На
собрании были подведены итоги конкурса семейных стенгазет «Мы выбираем здоровье», в котором приняли участие 17 семей.
В 2017 году общее родительское собрание включало выступление учителя-логопеда Клешниной С.А. по теме «Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста» и практикум старшего воспитателя для родителей «Речевые игры – помощники».
В 2018 году собрание было посвящено теме «Формы взаимодействия детского сада и семьи», где были обозначены основные формы сотрудничества нашего ДОУ с родителями и предложены новые.
Ежегодно в апреле в нашем детском саду организуется Неделя здоровья, целью которой является поддержание положительной мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников и их родителей. Как итоговое мероприятие недели проводится спортивный семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!». В рамках Декады спорта и здоровья в период новогодних каникул в 2019 году были проведены физкультурно-спортивные мероприятия на улице с участием родителей. В этом учебном году в ноябре была проведена Неделя психологии, целью которой было создание благоприятного психологического климата в детском саду и в семьях воспитанников.
3. Работа с педагогами направлена на повышение их компетентности по укреплению и сохранению здоровья воспитанников, расширение и усовершенствование знаний и умений в области здоровьесбережения дошкольников, распространение педагогического опыта. С педагогами проводятся: семинары-практикумы, консультации, педагогические советы, круглые столы, конкурсы, открытые просмотры НОД.
Педагогами ДОУ был обобщен опыт работы по темам:
 Литерная Н.В. - «Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста».
 Клешнина С.А. – «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
 Мухачева Л.С. – «Игровой самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий».
 Секерина Е.В. - «Пальчиковая игра в развитии речи детей»
 Шангина А. В. – «Пальчиковые игры с предметами».
 Виноградова Г.Н. – «Кинезиологические упражнения для умственного и речевого развития детей»
 Алексеева В.В. – «Пальчиковая гимнастика для речевого развития детей раннего возраста»
 Поплаухина И.В. – «Гимнастика после сна с детьми раннего дошкольного возраста».
 Яковлева И.Ю. – «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Су-джок терапия».
Используя обобщенный опыт ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий педагогический коллектив детского сада стал лауреатом Всероссийского конкурса здоровьесберегающих технологий в образовании «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ – 2017» в номинации «Образовательная организация – территория здоровья – 2017», в этом учебном году участником Всероссийской акции «Я выбираю спорт!».
Таким образом, проводя ежегодный мониторинг, мы увидели, что применение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволило нам добиться положительных результатов: А именно:
 Снизилась заболеваемость детей. Анализ заболеваемости детей показал, что количество случаев болезни среди воспитанников стала уменьшаться. Эта тенденция показывает, что мы на правильном пути к оздоровлению детей.
 Повысился уровень физического развития детей во всех возрастных группах.
 Дети изменили отношение к сохранению своего здоровья;
 Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ, они стали активно участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в детском саду (спортивные праздники, недели здоровья, конкурсы). В беседах с педагогами родители делятся опытом приобщения своих детей к здоровому образу жизни, применения закаливания в домашних условиях.
 Педагоги повысили уровень мастерства, систематически применяют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, обобщили опыт работы.
Таким образом, применение комплекса здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ позволило нам решать задачи, которые ставит перед педагогами детского сада ФГОС ДО.


Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. / Методист. – 2007

Опубликовано: 22.03.2020