Сохранение и укрепление здоровья у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Белобородова Марина Владимировна

Организация: МБДОУ Детский сад No83

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильшейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др. ) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20 % он зависит от наследственных факторов, 20%- от действия окружающей среды, 10% от деятельности системы здравоохранения. А остальные 50% -зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Нормой каждого должен стать здоровый образ жизни и санитарная культура. Здоровый образ жизни принципиально не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время- важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве дошкольном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждений основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Укрепление здоровья ребёнка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база которая останется с человеком на всю жизнь. Если мы с раннего детства приучаем воспитанника к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививаем полезные привычки – значит, мы позаботились о дополнительном бонусе для ребёнка – здоровье, а этот бонус, несомненно поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни.
Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных задач воспитателя. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Педагоги должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического, психологического и социального благополучия ребёнка.
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей и улучшение их двигательный статус с учётом
индивидуальных возможностей способностей.
2. Формирование у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение понимать
значение и преимущество своего хорошего самочувствия.
3. Удовлетворение потребности детей в движении.
4. Стимулирование развития у детей навыков личной гигиены осуществления контроля за
их неукоснительным выполнением.
5. Формирование у детей потребности к занятиям физической культурой и эмоционально-
положительное отношение ко всем видам двигательной активности.
6. Обогащение представления и умения в подвижных играх и упражнениях.
7. Целенаправленного развития физических качеств.
8. Формирование умения сохранять правильную осанку.
9. Воспитание чувства уверенности в себе.
Существует комплексное укрепление здоровья детей.
1. Оптимизация режима дня: определение оптимальной учебной нагрузки на ребёнка,
организация жизни детей, создание комфортного режима, организация гибкого режима
дня.
2. Организация гигиенического режима: режим проветривания помещения, режим
кварцевания, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха, обеспечение
чистоты среды, игровых атрибутов.
3. Охрана психологического здоровья: использование приёмов релаксации (минуты тишины,
музыкальные паузы), обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы,
организация безопасной, комфортной среды, определение эмоционального состояния
каждого ребёнка через «Экран настроения».
4. Организация питания: сбалансированность и разнообразие рациона, соблюдение
технологий при обработке продуктов, обеспечение санитарно- гигиенической
безопасности питания, использование сертифицированной питьевой воды витаминизация
3-го блюда, введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион,
соблюдение питьевого режима.
5. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребёнка : выполнение инструкций по
охране жизни и здоровья детей, соблюдение правил пожарной безопасности, подбор
мебели с учётом антропометрических данных, подборка участка для правильной и
безопасной прогулки, своевременная изоляция больного ребёнка.
Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и
ещё повторить: забота о здоровье это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы». «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам»-так
гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить
в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С
сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Литература:
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном
образовательном учреждении \Алямовская\\ Дошкольное образование. -2004.-№17-24
2. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса:
Методическое пособие. Часть 1. Здоровье сберегающая среа в образовательном
учреждении \под научной ред. Э.М.Казина. – Кемерово, КРИПКиПРО, 2003
3. Программа воспитания и обучения в детском саду\М.А.Васильева, В.В. Гербова,. Т.С.
Комарова. М.: Просвещение, 2005
4. Сухомлинский В.А. О воспитании \В.А. Сухомлинский . – М.: просвещение, 1973.

Опубликовано: 28.03.2020