Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Макаренко Екатерина Сергеевна

Организация: МАДОУ детский сад № 59

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По словам Сергея Леонидовича Рубенштейна «Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек». Поэтому и проблема межличностных отношений одна из важнейших проблем нашего времени. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социально-коммуникативных навыков у ребенка и оказывает большое влияние на межличностные отношения между детьми.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирования межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Задачи проведения сюжетно-ролевых игр с целью формирования межличностных отношений:

- обучение игровым навыкам и обогащение игровых умений; формирование культуры межличностных отношений в совместной деятельности; освоение моделей социального поведения в сюжетно – ролевой игре;

- развитие речи; развитие памяти; развитие воображения и фантазии; расширение словарного запаса ребёнка; развитие образного и критического мышления; освоение навыка выполнения заданной последовательности действий в соответствии с правилами;

- сплочение детского коллектива.

Когда дети приходят в детский сад, важно, чтобы они научились играть. Поэтому я стараюсь каждому ребенку уделять особое внимание. Я помогаю детям познакомиться с новой средой, преодолеть застенчивость и побудить их интерес к жизни в детском саду. Особенно нужно постараться включить детей в игру.

Поэтому сначала я помогаю освоить элементарные вещи: вместе одевать кукол, катать машинки, постепенно увеличивая количество действий в рамках единой сюжетной линии.

Постепенно действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей.

Показывая, как обращаться с игрушкой, я развиваю одновременно и конструктивные способности детей. Использую прямые указания (разъяснения, оказание помощи, совет по ходу игры). Далее перехожу на второстепенные роли. Являясь участником игры, всегда направляю действия детей. Учитывая способности детей при распределении ролей, даю советы по ходу игры.

В своей работе использовала три принципа организации игры в детском саду:

А) Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми.

Б) В игре с детьми принимала позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

В) В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускала принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Наиболее близкой темой в этом возрасте игра в семью. Дети, как мальчики, так и девочки, проявляют большой интерес к этой игре, с удовольствием берут на себя различные роли, выполняют действия по ходу игры, они любят наряжаться сами, одевать и кормить кукол, катать их в колясках, водить к доктору ходить с ними в гости.

На этапе становления ролевой игры ребенок имеет еще смутное представление о различных профессиях. Поэтому внимание детей я привлекаю к профессиям, которые имеют выразительные атрибуты: белый халат, милицейская фуражка.

Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентная, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи.

Свои действия в игре сопровождаю речью и средствами выразительности: показом, мимикой, жестом. В ходе обучения игре выполняю главные роли (врач, мама). Постепенно перехожу на второстепенные.

При организации сюжетно-ролевых игр я учитываю индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, даю детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавляю их фантазию.

Моя задача – уметь начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло. Начиная играть, я учитываю личные симпатии детей, опыт предыдущего общения, желание играть вместе, интерес к игре другого ребёнка.

Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе.

Сюжетно-ролевые игры оказывают большое влияние на межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

  • file0.pptx.zip.. 14,2 МБ
  • Опубликовано: 09.10.2020