Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Копытова Оксана Владимировна

Организация: МК ДОУ Детский сад №254

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Дошкольный возраст – важный период в речевом развитии ребёнка. Без сформированной чистой и правильной речи, невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающем миром. При нормальном речевом развитии ребёнка овладение звуковым строем языка заканчивается примерно к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих, маленький словарный запас, несформированность грамматического строя речи, а в следствии и недоразвитие связной речи. Большинство воспитанников, как правило, имеют общее недоразвитие речи. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов работающими с этими ребятами. Педагоги находятся в постоянном поиске оптимальных и современных методов работы с детьми с ОНР.

Одним из средств развития произносительной стороны речи у детей с ОНР является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически
правильную речь.

Фонетическая ритмика была разработана как метод работы над произношением слабослышащих детей, но уже давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми.

Достоинства этого метода в полной мере оценили все участники коррекционного процесса, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с ОНР. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук иформированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причём именно в дошкольном возрасте, пока идёт процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов спроговариванием фраз и коротких текстов .

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  2. способствовать формированию у детей с ОНР выраженной интонационной и ритмической стороны речи;
  3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  1. нормализацию речевого дыхания;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  6. умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Рекомендации по проведению игровых упражнений

на основефонетической ритмики.

1. Проводить занятия следует регулярно лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.

2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешатьдруг другу.

3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

4. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими иточными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное и внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!

5. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным:

- гласные звуки:[а],[о],[у],[э],[и],[ы];

- согласные звуки:[м],[н],[ф],[в],[п],[б],[т],[д],[к],[г],[х],[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],

[р],[й], (йот) ийотированные гласные).

6. Фонетическая зарядка должна приносить детям радость и удовлетворения, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

7. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

8. Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки - улыбку,мимоходом прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, др

9. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной , эмоциональнойи обязательно фонетически правильной.

10. Педагогу потребуется умение слышать недостатки произношения не только при индивидуальной работе с ребёнком, но и улавливать их при хоровом проговаривании речевого материала. Исправлять ошибки детей он должен тактично.

11.Предлагаемый практический материал может быть, использован на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Он поможет и старшим дошкольникам при подготовке к обучению грамоте, и, конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых занятиях.

12. Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых динамических пауз на других занятиях.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что;

-у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

-улучшается фонематический слух;

-нормализуется речевое дыхание;

-формируется умение изменять силу и высоту голоса;

-улучшается ритмикой - интонационная сторона речи;

-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

- повышается речевая активность детей. Это наиболее ярко проявилось в работе с "неговорящими" детьми. Данная методика стимулировала у них появление начатков собственной активной речи.

 

Список литературы:

  1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
  2. Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. - М.: Сфера, 2014. - 530 c.
  3. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2012. - 128 c.

Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 c.

Опубликовано: 10.11.2020