Педагог – как носитель педагогической культуры в условиях современной дошкольной образовательной организации

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Чудина Александра Алексеевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 102

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Воспитатель ДОО - важный участник педагогического процесса, в том числе экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Педагог – является источником экологической культуры, человеком, владеющим методикой ее формирования, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально-насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе, и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать активная совместная деятельность взрослого и ребенка .

Важной задачей эколого-педагогической деятельности воспитателя будет просветительская работа среди родителей в вопросах экологического образования дошкольников. Существует большое количество рекомендованных форм работы с родителями: родительские собрания, вечера вопросов и ответов, педагогические кружки, дни открытых дверей, оформление уголков для родителей, выставки работ детей, функционирование школы молодого родителя, консультации, беседы, переписка и т.д. Работу в этом направлении рекомендуется осуществлять следующим образом: создавать такие проблемные ситуации, в которых ответ ищет сам ребенок совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, чтения природоведческой литературы и т.д.

Таким образом, следует создавать условия для активности самих родителей:

- контакт между ее участниками, в процессе которого происходит обмен действиями и информацией;

- осознание всеми участниками смысла деятельности, ее конечной цели;

- наличие руководителя, координирующего совместную деятельность, который распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Подчеркнем тот факт, согласно которому, «только опираясь на семью, только совместными усилиями можем решить» задачу по формированию экологической культуры дошкольника, поэтому работу необходимо проводить в двух направлениях:

1) педагог - родитель;

2) педагог - ребенок - родитель.

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком на уровне осознания. В данном случае разумно предложить родителям составить правила поведения в природе. Одновременно работу в этом направлении необходимо осуществлять в ДОО. В итоге вместе с родителями следует прийти к выводу о том, что критерием эффективности экологической воспитанности и образованности, являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. Важен пример взрослого, который своим отношением к природе и своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Итак, педагогический процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении требует решения всех перечисленных задач в единстве. Другими словами, целенаправленная и планомерная деятельность педагог - ребенок - родитель позволяет достичь основной цели экологического воспитания и образования, то есть формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры - осознанно - правильного отношения к природе.

Опубликовано: 31.12.2020