РППС в ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Шкаева Татьяна Андреевна

Организация: МБДОУ 1 «Золотой петушок»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Северодвинск

Чтобы дошкольники полноценно развивались, укрепляли здоровье, развивали способности, корректировали недостатки развития и получали необходимые знания, в детских садах по совокупности условий формируется образовательная среда, частью которой является развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Наполнение и структура РППС в ДОУ по ФГОС зависит от возрастных особенностей детей и ставит целью личностно-ориентированный подход без строгого регламента деятельности, а потому она может быть представлена: специальным инвентарем и развивающим оборудованием; развивающими материалами; особым образом оснащенным помещением группы и участком. РППС в ДОУ по ФГОС Для тех, кто не знает, что такое РППС в ДОУ по ФГОС, определение понятия простыми словами можно передать как ориентированные для каждой возрастной группы детей (программы) мебель, оборудование и материалы, расположение и использование которых обеспечивает: сохранение и укрепление всех сфер здоровья детей (психического и физического); использование образовательного потенциала помещений детского сада и прилегающих территорий; создание вариативного образования, в котором дошкольники вправе выбирать не только участников коллективной деятельности, но также виды активности и необходимые материалы; формирование образовательного пространства на условиях взаимодействия дошкольников и взрослых с учетом способностей и возможностей детей; равные условия для реализации и освоения образовательных программ независимо от социального статуса ребенка и возможностей его здоровья; привлечение к жизнедеятельности ДОУ членов семей воспитанников. Требования к РППС по ФГОС в ДОУ Развивающая среда в детском саду интегрируется с учебными областями, учитывая индивидуальные особенности детей и их возраст. К наполнению предметно-пространственной среды выдвигаются следующие требования: Насыщенность Среда включает спортивный и игровой инвентарь, оборудование, мебель, материалы (расходные) и различные средства (включая технические), необходимые для осуществления творческой, познавательной, игровой, исследовательской и двигательной активности детей. Насыщенность должна соответствовать возрасту воспитанников, их психофизиологическим возможностям, что обеспечивать: • условия для творческого самовыражения детей; • двигательную активность, физические упражнения, подвижные игры и упражнения на развитие мелкой и крупной моторики; • экспериментальную, познавательную, творческую и исследовательскую деятельность; • психологический комфорт в детском коллективе. Полифункциональность Составляющие среды могут использоваться в различных видах активности воспитанников. В помещении группы или на детской площадке есть многофункциональные предметы (инвентарь, оборудование и даже природные материалы) использование которых строго не ограничено одной сферой употребления. Вариативность Ключевое требование к РППС по ФГОС в ДОУ предполагает систематическое появление новых материалов и предметов в среде, что стимулирует всестороннюю активность дошкольников. Разнообразие оборудования и игрушек, наличие разных игровых и познавательных пространств для свободного выбора вида деятельности детьми (для уединения, общения, конструирования, исследовательской работы, игр). Трансформируемость Наполнение среды должно легко меняться согласно изменяющимся потребностям и интересам воспитанников Безопасность Оборудование, материалы и предметы, наполняющие развивающую среду, должны соответствовать правилам пожарной безопасности и требованиям СанПин. Доступность Воспитанники детского сада должны иметь свободный доступ к пособиям, материалам и оборудованию РППС для обеспечения всех видов деятельности. Свободный доступ к среде должен быть обеспечен также детям с ОВЗ и детям-инвалидам, которые посещают детский сад. Требования к РППС в ДОУ по ФГОС по возрастам Организация развивающей среды зависит от возрастных особенностей воспитанников, которые определяют спектр интересов и возможностей дошколят. Так, требования к РППС в ДОУ по ФГОС по возрастам детей делятся на три большие группы: Младший дошкольный возраст. Если предметно-пространственная среда организована правильно, малыши без труда найдут для себя в группе занятие по интересам, будут взаимодействовать с воспитателем и другими детьми. Формируя развивающую среду, учитывают главенствующую роль игровой деятельности, которая обеспечивает психологический комфорт, эффективное сотрудничество, положительное самоощущение детей, что является главной целью дошкольного образования. Средний дошкольный возраст. В 4-5 лет дети должны стремиться к взаимодействию с окружающим миром, общением со сверстниками и взрослыми, познавать окружающий мир, для чего развивающую среду наполняют материалами и предметами для групповых занятий и игр. У воспитанников должна быть возможность временно уединиться, чтобы помечтать, побыть в одиночестве, поразмышлять. Оборудование и игрушки в группе должны размещаться свободно и мешать дошкольникам беспрепятственно перемещаться. Старший дошкольный возраст. В старшей и подготовительной группе дошкольники демонстрируют стремительное развитие нравственно-волевой, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Дети чувствуют себя старше, а потому стремятся заниматься любимым делом, для чего РППС оборудуют таким образом, чтобы дети могли объединяться в группы или заниматься рисованием, лепкой, экспериментированием, играми, ручным трудом самостоятельно. Важно стимулировать познавательную деятельность, используя развивающие игрушки, игры и материалы. Во многих детских садах одни воспитатели нередко не знают, что такое РППС в ДОУ по ФГОС, когда другие в полной мере используют возможности развивающей среды. Особое значение приобретает организация среды согласно гендерным особенностям детей, которые уже с двух-трех лет начинают идентифицировать себя девочкой или мальчиком, осознавая свой пол. Предметно-развивающая среда в этом плане стимулирует формирование половой идентичности дошкольников, позволяя им осваивать и закреплять принципы полоролевого поведения. РППС обеспечивает не только сферы деятельности детей, но и становится источником необходимого социального опыта, средством гармоничного развития личности дошкольника. Воспитателям следует использовать возможности среды на развитие гендерных особенностей детей. Для этого используют средства, игры и игрушки, которые позволяют девочкам практиковаться в ведении домашнего хозяйства, осваивать роль матери, гостеприимной хозяйки, модницы, мальчиков, напротив, побуждают к практической или изобретательной деятельности, стимулировать лидерское поведение, дух соревнования, интеллектуальные способности. Для реализации гендерного воспитания в помещениях групп используются кукольные и уголки изобретателей, маркировку на кроватках и шкафчиках, разделение предметов. Организация РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС Развивающая среда в детском саду опирается на принципы гибкого зонирования, активного творчества, открытости, объединения привычных и необычных предметов, стабильно-динамично развивающегося пространства, дистанции при взаимодействии, гендерного соответствия, индивидуального комфорта и психологического благополучия воспитанников. Комплексный анализ РППС в ДОУ по ФГОС доказывает, что некорректная организация среды приводит к ряду негативных последствий для дошкольников: у них появляются потребности, не соответствующие возрасту, в том числе и сексуального характера; дети становятся несамостоятельными, теряют интерес к обучению, познавательной и двигательной активности; они страдают от сенсорной агрессии в силу раздражения звуком, светом или цветом РППС; развивается жадность, лживость, чувство зависти или превосходства, культивируется индивидуализм, провоцируются аморальные поступки и девиантные наклонности. Правильная организация РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС учитывает социокультурные и территориальные особенности региона и позволяет детям свободно выбирать активность. Зонирование пространства позволяет организовать помещение группы для комфортного времяпровождения детей. Для этого согласно видам деятельности в группе оборудуют следующие центры развития: познавательной активности — способствует наблюдению за окружающим миром, развитием речи и математических способностей, исследовательской работе; режиссерских и сюжетно-ролевых игр — знакомят с видами деятельности и социальными ролями, позволяют реализовать творческий потенциал, актерское и ораторское мастерство; спорта — мотивирует на физическую активность, участие в спартакиадах, подвижных играх, выполнение физических упражнений; самостоятельной деятельности — стимулирует творчество, чтение, изучение детских книг, конструирование и любую художественную деятельность; развивающих и настольных игр — дидактические упражнения, изучения наглядного материала, развитие логики и мышления; зона отдыха — территория коммуникации или уединения. Центры развития должны быть безопасными и одновременно доступными для детей. Стоит разграничить их между собой, чтобы обеспечить комфортное передвижение воспитанников, а также максимально удалить друг от друга центры активности и уединения, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Активный центр — музыкальной и театральной деятельности, конструирования и игры — лучше максимально удалить от спокойного (центры книги, природы и отдыха) и рабочего сектора с уголками творческой, познавательной и исследовательской деятельности. Поделки, рисунки, различные иллюстрации и материалы следует располагать на уровне детских глаз. Центры наполняют материалами для развития речи и познавательной активности, а также те, которые стимулируют самостоятельную деятельность. Центры РППС младшей или старшей группы в ДОУ по ФГОС должны иметь достаточное количество посадочных мест для просмотра видео, чтения или прослушивания музыки, чтобы все желающие могли с комфортом разместиться на них. Дети должны иметь собственные места, в которых они смогут хранить свои вещи. Пространство группы следует организовать так, чтобы воспитатель мог контролировать деятельность сразу нескольких центров одновременно. Анализ РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС Контроль по РППС в ДОУ по ФГОС осуществляет представитель администрации и старший воспитатель, к этому процессу могут привлекаться члены управляющих советов и родительского комитета, небезразличные граждане. Практика наполнения предметно-пространственной среды предусматривает следование некоторым принципам: Все содержание среды направлено на развитие детской самодеятельности и самостоятельности, в этом ключе образовательная, коммуникативная, воспитательная и развивающая функции являются второстепенными. Среда должна в полной мере соответствовать интересам ребенка, подстраиваясь и меняясь в угоду потребностям воспитанников, оставаясь незамкнутой системой, открытой для развития. Все элементы среды должны легко заменять друг друга, быть безопасными и соответствовать возрасту и полу дошкольников, периоду обучения. Игрушки, книги, оборудование и другие предметы хранятся в открытых стеллажах и полках, а мелкие предметы сортируются в коробки или выдвижные ящики, однако остаются в свободном для детей доступе. Принимается во внимание региональный компонент: среда наполняется природным материалом региона, демонстрируются художественные тексты, альбомы с достопримечательностями родного края, портреты выдающихся личностей. Анализ РППС в ДОУ по ФГОС доказывает эффективность оформления пространства в пастельных и теплых тонах, оказывающих успокаивающее воздействие. Дети должны чувствовать себя комфортно и расслаблено, важны положительные эмоции, которые они испытывают, взаимодействуя с игрушками или другими предметами. Нельзя забывать о родителях, для которых оформляют красочные стенды с информацией о планируемых мероприятиях, отчетах о проделанной работе, сведениями о жизнедеятельности детского сада или отдельной группы, советами психологов и воспитателей. Аналитическая справка по РППС в ДОУ по ФГОС предполагает оценку состояния среды и выводы на текущий момент, в которых отражают: Насколько оборудование и материал в группах соответствует эстетическим, возрастным, гигиеническим и педагогическим требованиям. Наличие или отсутствие полоролевой адресности материала и гендерного деления оборудования для мальчиков и девочек. Соблюдается ли условное разделение помещения группы на сектора (50 % — основная деятельность, 30 % — область групповой работы, 20 % — территория самостоятельной работы или уединения). Присутствует ли потребность в оборудовании или материалов, в достаточном ли количестве представлено оснащение для речевого, интеллектуального, творческого и физического развития. РППС в ДОУ: центры детской деятельности Согласно принципам организации пространства, треть помещения группы должна быть свободна от оборудования и предметов и предназначена для детских игр. Презентация РППС в ДОУ по ФГОС демонстрирует возможность осуществления индивидуальной, групповой и фронтальной деятельности. Наполнение центров детской деятельности зависит от образовательной области и поставленных перед ним задач. Образовательная область Центр деятельности Задачи Оборудование и материалы Физкультурно-оздоровительное развитие Физкультурно-оздоровительный центр Сформировать условия для занятий спортом, участия в подвижных играх, выполнения физических упражнений. Выполнение заданий на укрепление мышц рук и ног, позвоночника, развитие моторики, профилактику сколиоза и плоскостопия Уголок спорта с инвентарем для подвижных игр, картотекой, предметами для выполнения физических упражнений (обручи, скакалки, мячи, массажные дорожки и коврики, шведская стенка). Фитобар Воспитать ответственное отношение к здоровью, привить правила здорового образа жизни Набор лекарственных трав,плакаты, изображающие растения и их значение для организма, индивидуальные стаканчики, графин. Художественно-эстетическое развитие Центр изодеятельности Стимулирует любознательность, внимание, развивает художественные способности воспитанников Уголок художественного творчества с книжками-раскрасками, красками (акварель и гуашь), цветными и восковыми карандашами, пластилином, мелками, клеем, ножницами, цветной бумагой и картоном, средствами изобразительного творчества. Стенд творчества для демонстрации детских работ. Музыкально-театральный центр Развивает слуховое внимание и восприятие, творческие музыкальные способности воспитанников, навыки исполнения Уголок музыкальных инструментов с аудиотекой, бубном, ксилофоном, погремушками, колокольчиками и прочими музинструментами, контрастными по характеру и тембру и доступными для детей. Музыкальные игры, подиум, ширма, пальчиковые куклы, марионетки, маски, декорации и костюмы. Познавательно-речевое развитие Центр книги Учит детей воспринимать текст на слух, слушать и слышать информацию, бережно использовать книги, знакомит с эстетикой художественного произведения, расширяет представления об окружающем мире Детская библиотека с детскими произведениями различной тематики, книжками-малютками, журналами, книжками-игрушками, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, списками рекомендуемой литературы, набором предметных и сюжетных картинок. Центр природы Обеспечивает экологическое воспитание, прививает бережное отношение к растительному и животному миру Уголок природы с изображениями животных, рыб, птиц и растений, природным материалом для изучения (гербарий, ракушки, шишки, камни, мох, семена растений и прочее); муляжи фруктов и овощей, комнатные растения, изображения разных времен года, природных явлений Интеллектуальное развитие Центр конструирования и экспериментов Позволяет детям получить представление о свойствах предметов (фактуре, размере, форме), учит оценивать и сравнивать предметы между собой, способствует развитию мелкой моторики рук, навыков проектирования Уголок экспериментов — часы, различные емкости и предметы, жидкие и сыпучие вещества, природный материал, конструкторы, машинки и различные персонажи Центр математики Способствует приобретению навыков счета, изучению графического обозначения цифр, геометрических фигур Уголок математики и логики с загадками, ребусами, паззлами, дидактическими играми, комплектами знаков, цифр и геометрических фигур, занимательным материалом, в том числе счетным и раздаточным Сенсорный центр Стимулировать мелкую моторику рук, мыслительные процессы, внимание, зрительное восприятие; научить складывать части в целое, группировать предметы по форме, размеру или цвету; расширять детский словарный запас, описывать предметы или сюжеты по картинке. Конструкторы и мозаика, пирамидки, сборные игрушки, геометрические фигуры, лото, счетный материал, предметы с элементами шнуровки, сортировки, вкладышами; макеты домов и улиц, наборы изображений явлений и предметов окружающего мира для сортировки и группировки. Социально-личностное развитие Центр сюжетно-ролевой игры Поскольку основной вид деятельности дошкольников — игра, сюжетно-ролевые игры знакомят малышей с предметами и явлениями окружающего мира, социальными ролями, которые те изучают и переносят в повседневную жизнь. Развивает коммуникативные навыки, умение распределять роли, брать на себя ответственность, подражать Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Дом», «Машина», «Школа», кукольная мебель, посуда и одежда, куклы, машинки, строительный материал и предметы, необходимые для детских игр. Детский музей Знакомство с явлениями и предметами окружающего мира, изучение природы родного края, главными вехами истории, выдающимися личностями Детский мини-музей или различные коллекции предметов, изображений или творческих работ в составе уголка детской субкультуры Уголок дежурства Привить ответственное отношение к возложенным обязанностям, бережное отношение к оборудованию и предметам в помещении группы Уголок дежурства с «Голосом дежурного», униформой и графиком дежурства Уголок уединения Обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями и ощущениями, предаться воспоминаниям и мечтам, спокойно побеседовать с друзьями или взрослым Зона максимального комфорта, в которой дети чувствуют себя спокойно и уютно. Должна быть оборудована столом, креслами и диваном Презентация правильной организации РППС в ДОУ по ФГОС Все центры РППС в ДОУ по ФГОС как в средней группе, так и в старшей должны быть нацелены на реализацию способностей и удовлетворение познавательно-коммуникативных потребностей детей. В условиях правильно сформированной среды воспитанники ДОУ смогут найти для себя занятие по душе, успешно чередовать самостоятельную, групповую, непосредственно-образовательную, игровую и познавательную деятельность. Все в помещении группы и участка должно стимулировать развитие дошкольников, побуждать их к двигательной и творческой активности, познанию мира и людей. При этом наполнение среды подчиняется законам психического развития детей, и учитывает состояние их здоровья, коммуникативные навыки и эмоциональную сферу.

Опубликовано: 22.05.2021