Метод проектов в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Жукова Татьяна Олеговна

Организация: МБДОУ №46 «Снегири»

Населенный пункт: Красноярский край, г . Канск

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Проектная деятельность имеет следующие особенности: проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием; участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование; проектная деятельность имеет адресный характер.

В практике работы нашего дошкольного учреждения метод проектов используется несколько лет. Переход на данный метод проходил постепенно и был обусловлен включением в детскую деятельность проблемных ситуаций, детского экспериментирования, организации тематических и комплексных занятий, активной совместной деятельности и, как правило, осуществлялся по следующим этапам: занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования, комплексные блочно-тематические занятия, интеграция (частичная, полная).

В рамках тематической недели в группе была организована проектная деятельность, участниками которой стали воспитатели, воспитанники группы и их родители. Основная цель проекта - расширение знаний детей о способах и условиях выращивания зеленого лука на подоконнике. В список задач вошли следующие пункты:

 

Для работы с детьми.

1. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста лука.

2.Фиксировать представления детей об изменениях роста и развития растения в разных условиях.

3. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

4. Развивать познавательный интерес и экологическую культуру через практическую опытно-экспериментальную деятельность: выращивание лука на перо в комнатных условиях, наблюдения за ростом растений, чтение художественной литературы, непосредственно образовательную деятельность, беседы о значении лука для здоровья человека.

5. Развивать коммуникативные навыки.

6. Воспитывать бережное отношение к растениям и результатам своего труда.

Для работы с родителями.

1. Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

Для педагога.

1. Координировать деятельность всех участников проекта по его реализации.

2. Сформировать предметно-развивающую среду, организовать образовательное пространство для успешной реализации проекта.

 

При разработке проекта определили 4 этапа.

На первом этапе:

- подбор художественной литературы, мультфильмов;

- систематизация имеющегося в дошкольном учреждении наглядного и игрового материала по заданной теме: предметные картинки, фотографии, дидактические игры;

- совместно с родителями подготовка оборудования и материалов для посадки лука;

- совместно с детьми определение и подготовка места для посадки и выращивания лука.

Реализация второго этапа была направлена на практико-ориентированную деятельность с детьми, которая включала:

- беседы «Что мы знаем об овощах», «Полезная пища», «Витамины для детей», «Посадка лука»;

- чтение художественной литературы: сказки «Три братца», «Луковая семья»;

- просмотр мультфильмов: «Чипполино», «Лук» из серии «Лунтик»;

- организация игровой и непосредственно образовательной деятельности (дидактические игры: «Узнай на вкус», «Где растет», «Что лишнее»; «Бабушкин огород»);

- продуктивная деятельность: лепка «Я вырастил лучок», конструирование из прищепок.

На основном этапе:

- посадка лука (совместно с детьми рассматривали лук и рассказывали, как за ним надо ухаживать, формируя тем самым представления детей о

необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста лука. Воспитанники с интересом и желанием рыхлили землю, сажали лук, бережно его поливали);

- наблюдение и фиксация изменений в росте перьев (каждый день дети поливали лук и наблюдали за изменениями в росте, каждые 3 дня эти изменения фиксировались в «Дневнике наблюдения», завершился основной этап сравнением результатов и итоговой беседой, где вместе с детьми делали выводы (где быстрее пророс лук: в воде или в земле), вспоминали и повторяли, что делали и как ухаживали за луком).

Четвертый этап проекта - заключительный.

Оформление фотовыставки «Как мы вырастили лук»; выставка поделок «Луковая семья» (дети и родители).

Самое показательное и главное, на мой взгляд, это практический результат реализации проекта – это сбор первого урожая – зелёных перьев лука и употребление его на обед.

Это еще раз подтверждает мое убеждение, что работа в проектном режиме – это интересно, познавательно и результативно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я № 2, 2006.

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001.

Опубликовано: 28.09.2015