Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

Конференция: Современный детский сад

Автор: Баркова Лариса Павловна, Волкова Наталья Георгиевна

Организация: МБДОУ детский сад № 41 «Семицветик»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека – период детства – формируется его физическое и психическое здоровье, закладываются основы нравственной личности.

Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьезного осмысления и решения. Процесс формирования осознанного отношения к своему здоровью надо начинать с раннего детства, а именно с привития культурно-гигиенических навыков малышам 2-3 лет.

Работая в 1 младшей группе, на протяжении многих лет, педагогами было отмечено, что многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению и математике, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее учиться самостоятельно, пить, есть, одеваться, умываться и т.д.

На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что формирование основ здорового образа жизни не возможно без продуманной организации воспитания гигиенической культуры.

Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приёма пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки – умение самостоятельно есть, и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки).

Взрослые пользуются этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребёнка преодолеть трудности и учиться есть ложкой, пить из чашки или застёгивать пуговицы на рубашке – огромное достижение.

Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находятся в начальной стадии развития, поэтому маленькому ребёнку так трудно освоить каждое новое действие. Что же произойдёт, когда ребёнок научиться выполнять действия более уверенно? Это будет означать, что он хорошо представляет конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия. Ребёнку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребёнок становится все более и более самостоятельным. Педагоги считают, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как оно способно поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Ребёнок младшего дошкольного возраста ещё не в состоянии осмыслить многие правила, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках, но, усвоив под руководством воспитателя необходимые привычки, он поступает в соответствии с ними.

В начале года, обучая детей тому или иному навыку, педагоги показывали, как выполнить действие. При этом учили воспроизводить сначала каждый элемент в отдельности.

Дети младшего возраста ещё не достаточно владеют речью, поэтому показ имеет большое значение. В первое время педагоги следили, чтобы ребёнок всё делал правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык. Воспитатели старались позаботиться о том, чтобы предлагаемое ребёнку задание было посильным, соответствовало возрастным возможностям и достигнутому уровню развития. Они наблюдали, оценивала, анализировала поступки детей, мотивы их поведения, искала новые приёмы воздействия. Успех в обучении маленького ребёнка во многом зависит от его заинтересованности, так как всё его поведение носит преимущественно непроизвольный характер, строится на интересе к выполняемому заданию. То, что

привлекает ребёнка, что радует его, ново, выполняется охотно и поэтому успешнее. Поэтому важное место в своей работе педагоги отводили играм, упражнениям, игровым ситуациям.

Проводя игры с детьми двух-трёх лет, воспитатели установили, что игра имеет отображающий характер, бытовой сюжет. Малыш повторяет несколько знакомых усвоенных бытовых действий: покормил куклу, положил её на кровать, погулял с ней, а потом опять кормит, укладывает спать и так далее. То есть ребёнок отражает в играх не взаимоотношения взрослых, а их действия, и, прежде всего бытовые, потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.

Основной путь развития игры у детей двух-трёх лет – это совместная игра воспитателя с ним. Поэтому игровые ситуации в начале года были направлены педагогом на формирование условных действий с сюжетными игрушками. Игровое взаимодействие, воспитатель организовывала в непринуждённой обстановке, вначале индивидуально с каждым ребёнком, а затем с подгруппой детей. Для организации игровых ситуаций воспитатель не собирала специально детей, достаточно было эмоционального обращения к детям.

Необычность позиции взрослого – «играет с куклой» - привлекает детей. Содержанием игр являлись реальные бытовые действия, знакомые детям. Наиболее важный момент игрового взаимодействия – вариативность, повторение разыгранного сюжета с другими персонажами, в других местах групповой комнаты. Играя с детьми, воспитатели «одушевляли» игрушки, приписывали им понятные детям желания, а затем и эмоциональные состояния. Например, начиная на глазах у детей игру: «Вы играете. Мы тоже сейчас поиграем с зайкой. Зайка хочет, есть». Сейчас мы покормим зайчика, а ты покорми куклу». Вот малыш посадил за стол куклу и собирается её покормить. Подсказывали ему: « Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты вымыть руки своей куколке?» Педагоги всегда старались похвалить ребёнка. Похвала от лица игровых персонажей, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка – положительный эмоциональный тон, эмоциональное удовлетворение. Ведь если деятельность

сопровождается положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее усваивается. Радуясь своим успехам, ребёнок старается их повторить. «Одушевленные игрушки» оценивают не малыша, а его действия, подчёркивают, что он правильно выполнил. А если сделал не правильно, то показывают, как надо исправить ошибку. Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и предметные действия превращаются в игровые.

В игровой деятельности дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но педагоги следили за содержанием игры, включала в неё элементы гигиенических знаний. Например, в сюжетных играх «Напоим куклу чаем», «К нам в гости пришёл Мишутка» должно быть усвоено большое число конкретных навыков: обязательное мытьё рук перед едой, умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой, убрать со стола. Дети объясняют Мишутке, что перед тем как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки. Что нельзя брать еду с тарелки руками, а нужно пользоваться ложкой, пить из чашки, а после еды сказать «спасибо». Эти игровые ситуации остаются самыми любимыми детьми, потому что наиболее знакомы малышам, ведь они сами включаются в бытовые процессы изо дня в день. В подобных играх дети непросто имитируют бытовые действия (мытьё рук, приём пищи), а отражают, следовательно, закрепляют и обобщают, уже не столько действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой, тарелкой), сколько правила поведения в этих ситуациях и правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков. В сюжетной игре воспитатели формировали у детей умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствовало появлению нравственных мотивов поведения. Педагоги формировали тот или иной навык до тех пор, пока он не станет потребностью ребёнка, привычкой поведения.

Кроме сюжетных игр воспитатели использовали дидактические игры: «Назови предметы посуды», «Что не так с Хрюшей?». В гости к детям приходит Хрюша, который не знает для чего нужна чашка, как правильно держать ложку. В этих играх дети знакомятся с предметами посуды, учатся называть их, узнавать по

слову, использовать по назначению; закрепляются правила культурного поведения за столом.

Воспитывая культурно-гигиенические навыки у детей, в группе педагоги создали соответствующие условия. Прежде всего, это организация игровых и практических ситуаций, смысл которых понятен ребёнку, близок его личному опыту, вызывает эмоциональный отклик и требует проявления активных действий. В игровых ситуациях педагогами затрагивались важные для развития детей проблемы: аккуратность (красива или нет испачканная одежда), бережного отношения к игрушкам (смогут ли дети играть, если все игрушки разбросаны по группе), взаимопомощи и внимания друг к другу.

В работе большое внимание воспитатели уделяли «озвучиванию» игровых ситуаций с помощью художественного слова. Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством культурно-гигиенического воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал сам ребёнок («Маша и каша» Э. Мошковская). Во-вторых, в произведении создаётся конкретная, образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер («Где же каша?»

Н. Пикулева). В третьих, художественное слово вызывает у ребёнка эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает стихотворение («Обед» С. Капутикян). На все режимные моменты педагоги подбирали стихи, потешки, поговорки, сказки, песенки, которые применяла, накрывая на стол, приглашая малышей к завтраку (обеду, полднику), помогая им есть. Действия педагогов обязательно сопровождались речью: называли предметы сервировки, блюда, спрашивала у детей, что они кушают. В это время читали подходящие стихи, например: «Глубоко – не мелко» И. Токмаковой, «Умница Катенька» и другие. Ребёнок достаточно легко может подчинить своё поведение непосредственно прямому требованию взрослого, если он осознаёт необходимость и значимость его выполнения. Так за столом не разговаривать, ложку не держать в кулаке, после еды поблагодарить, педагоги учили детей с помощью стихотворения Е. Благининой

«Обедать», не проливать молоко, читая стихотворение С. Капутикяна «Кто скорее допьёт». Опираясь на знания ребёнка, на способность к мысленному воссозданию ситуации, педагоги с помощью стихотворений, потешек превращали бытовой процесс в увлекательное действие, необыкновенную ситуацию. Кто же откажется пить чай, когда чашки в ситцевых платьях водят хоровод, а сам яркий, жаркий чайник приглашает в «гости к чаю» (Г. Ляховицкая «Почаёвничаем»). И в итоге – создан положительный эмоциональный тон, хорошее настроение на весь день.

В работе педагоги использовали несколько типов игровых и реальных ситуаций.

1. Ситуации типа «инсценировка с игрушками, готовое решение». Особенность их в том, что с помощью игрушек или персонажей настольного или пальчикового театра перед детьми педагог разыгрывала какое-то событие. Содержание ситуации отражало те стороны детской жизни, в которых ребёнку трудно разобраться, и помогало получить соответствующие представления о правильном поведении. Например: Как Мишка встречал гостей. Как Машенька одевалась на прогулку. В этих инсценировках детям демонстрировались конкретные способы правильного разрешения бытовых, близких опыту ситуаций. Выступая в роли зрителей, малыши получали образец социально одобряемого поведения.

2. Ситуации типа «инсценировка с игрушками, подскажи решение» Особенность данных инсценировок с игрушками по сравнению с ситуациями «готовое решение» в том, что вовремя демонстрации событий дети – зрители активно подключались к участию и поиску правильного решения. Игровые персонажи обращались непосредственно к детям с вопросами, вступали с ними в спор, выражали сомнение в правильности детских советов, предлагали детям выбрать правильное решение из нескольких, просили показать, какие действия следует предпринять, или подсказать нужные слова. Инсценировки с игрушками «подскажи решение» воспитатели проводили после показа детям инсценировки с готовым решением. Полученные ранее представления помогали детям найти правильное решение в новой ситуации.

При обучении раздеванию, одеванию после сна и на прогулку педагоги целенаправленно формировали детскую самостоятельность в самообслуживании. Обучение проходило в естественной обстановке, мотивировалось естественными желаниями ребёнка, например, желанием пойти гулять. Они использовали такие игровые ситуации как: «Каждая ножка – в свой домик», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».

В этих игровых ситуациях педагоги учили детей самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью, закрепляли последовательность и способы рационального выполнения действий. Руководя детской деятельностью, использовался игровой персонаж (весёлый клоун), который активно сопереживал детям, но, как правило, только замечал ошибки, не зная как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?». От лица куклы задавались вопросы, активизирующие ребёнка и позволяющие осознать способы самоконтроля. Игровой персонаж побуждал детей помогать друг другу, стимулировал их эмоциональную отзывчивость, обращал внимание на старание, проявление внимания к товарищам, желание помочь, умение поблагодарить.

Малыши научились надевать платье, колготки, туфли и начали осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. И здесь опять на помощь приходит клоун Бим: «Свитер надел, а что дальше надевать? Ой, не помню! Как узнать? А что это у вас за картинки?» Игровой персонаж обращал внимание детей на предметно – схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Воспитатели предлагали детям объяснить Биму, зачем нужны эти картинки: «Если забудешь, что надевать дальше, картинки подскажут». При этом сформированные навыки объединялись, образуя схему действий в ситуациях одевания.

Для закрепления навыков самообслуживания, педагоги использовали дидактические игры с куклой «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку». Где детям предлагались картинки, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды

для одевания после сна. Также использовались дидактические игры-упражнения в застёгивании, шнуровке, завязывании.

Интерес детей к навыкам самообслуживания воспитатели поддерживали через открытие в них нового содержания с помощью стихотворений. Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. Так из стихотворения В. Лившиц «Егоркины башмаки» дети понимают, что за одеждой надо ухаживать. Стихотворение В. Зайцева «Я одеться сам могу» побуждает детей к самостоятельности. Малыш чувствителен к красоте. Пусть он увидит привлекательность повседневных ситуаций. И если это идёт от имени игровых персонажей, то становится вдвойне привлекательнее. Это вызывает у него желание действовать, создаёт и поддерживает интерес к бытовому процессу.

Личная гигиена характеризуется тем, что действия ребёнка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Фактический уровень возможностей детей третьего года не велик, поэтому игровые ситуации воспитатели направляли на развитие социально одобряемых способов сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Создание таких игровых ситуаций как: «Мыльные перчатки», «Научим Неумейку мыть руки» вызывало у детей положительный настрой, желание включиться в процесс самообслуживания. Например: игровой персонаж Неумейка хочет подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему рассматривать такие красивые книжки, если его руки черным – черны от грязи. Оказывается, что Неумейка ещё не научился сам мыть руки, и детям предлагается научить его. Педагоги помогают детям объяснить игрушке важность последовательности выполнения действий. Дети обычно с восторгом реагируют, когда с рук игрового персонажа текут чёрные струи от размываемой водой туши (приготовлено заранее). И вот уже дети с удовольствием рассматривают книжки вместе с Неумейкой. Такие игровые ситуации помогают детям заметить рост своих достижений, ощутить радость от чистоты своего тела. Способствуют формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнения цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду), до получения результата

(чистые сухие руки, полотенце висит на месте, кран закрыт), осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения.

С помощью художественной литературы, любое требование к ребёнку не воспринимается как чужое, навязанное. Особенно если это требование исходит как бы не от взрослого, а например, от солнышка, или сказочного персонажа – гнома, который советует почаще умываться (И. Токмакова «Гном»). Благодаря введению в бытовые процессы подобных персонажей педагогами создавались необычные, почти фантастическая ситуация, вызывающая бодрое настроение, смех. Малыш уже знает, что неряхой быть плохо, педагоги читали ему стихотворение Л. Склярской «Кукла Маринка», показывали соответствующую игрушку. А потом включали игрушку в подобные игровые ситуации. Огромную радость у детей вызывало получение письма и посылки от Мойдодыра, в котором он рассказывает о том, что в группе есть кукла, у которой руки и лицо чумазые. Он просил показать ей, как надо умываться. Дети включались в поиск грязной куклы, и воспитатель обращалась к ней со словами стихотворения А. Барто «Ах ты, девочка чумазая». Купание куклы проходило в весёлой, радостной обстановке.

Играя с игрушками, ребёнок закрепляет усвоенные правила, лежащие в основе культурно-гигиенических навыков. В этом случае он становится в позицию обучающего, передаёт знания игрушке (М. Газиев «Утром»). Так постепенно усвоенное правило распространяется на другие предметы, уточняется и обобщается. В своей работе воспитатели помнят, что ребёнку трудно всё выполнять. Освоение культурно-гигиенических навыков ещё далеко не закончено, не все предметные действия сформированы. И то, что кажется взрослым простым и обыкновенным, в раннем детстве ново и сложно. Педагоги старались быть очень внимательными, не обидеть малыша, поддержать всякое его стремление к самостоятельности, проявления активности. Воспитывая у детей уверенность, воспитатели использовали поощрительную оценку: подбадривали, одобряли усилия ребёнка. Хотя ребёнок стремился проявить максимальную самостоятельность, он обращался к взрослому с просьбой научить тому, что ещё не умеет.

Поэтому особое место в своей работе педагоги отвели работе с родителями.

При формировании культурно-гигиенических навыков очень важным условием является – наглядный пример взрослых. Ребёнок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых, хотя не может объяснить увиденное, назвать словами. При этом он начинает подражать их привычкам, манерам. Трудно убедить малыша, что нужно аккуратно складывать свои вещи, мыть руки, если окружающие не всегда так поступают. Взрослый должен требовать от ребёнка выполнения того, что он сам повседневно делает. К тому же должно соблюдаться единство требований со стороны всех воспитывающих. Поэтому в работе воспитатели последовательно конструировали взаимодействие с родителями воспитанников, помогали им стать активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребёнка. Родители – первые и главные воспитатели ребёнка. Педагоги разъясняли родителям, что возраст их малышей – наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков. Освоение процессов одевания, раздевания, умывания даёт опорную точку для проявления малышом самостоятельности. При овладении этими умениями идёт не просто формирование навыков, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения в мир культуры. Объясняли необходимость продолжать в семье работу по воспитанию у детей навыков самообслуживания, рекомендовала эффективные методы, соответствующие возрасту детей: показ, объяснение, личный пример близких, побуждение к подражанию, применение игровых приёмов. В беседах с родителями педагоги подчёркивали необходимость соблюдения ими постоянной выдержки, терпения, уважения к личности ребёнка.

Каждой семье рекомендовали создать ребёнку условия необходимые для привития культурно-гигиенических навыков.

Наблюдая за детьми в детском саду, разговаривая с родителями, педагоги выясняли уровень овладения детьми навыками самообслуживания. В беседах разъясняли родителям, как учить детей самостоятельно одеваться. В папке-передвижке «Сначала – потом» поместила описание, в каком порядке должен ребёнок надевать и снимать одежду, сопроводив его фотографиями.

В разных семьях по-разному воспитывают у ребёнка навыки самостоятельной еды. Некоторых родителей приглашали в детский сад для наблюдения за детьми. Знакомили с методами, которые применяют в своей работе. Родители получали необходимую педагогическую помощь в индивидуальных беседах.

В группе воспитатели создали уголок для родителей, где разместили консультации такие как «Воспитываем культурно-гигиенические навыки у детей через игру», «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», на стендах вывешивали памятки, советы, статьи из газет и педагогических журналов.

В группе был создан клуб родительских взаимоотношений «Мы и дети», где они обменивались опытом, практическими советами. Общение в клубе позволило родителям увидеть успехи своих детей, свои собственные достижения в воспитании ребёнка.

Особый интерес вызвали конверты - загадки, где родителям индивидуально предлагались игровые ситуации, с помощью которых они могли закрепить у ребёнка тот или иной культурно-гигиенический навык.

Воспитатели старались объяснить родителям, что только совместная работа детского сада и семьи может дать хорошие результаты.

Опубликовано: 20.10.2015