Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Конференция: Современный детский сад
Автор: Делеске Татьяна Владимировна
Организация: МКДОУ д\с № 275 «Миша»
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Согласно ФГОС дошкольного образования, педагоги должны осуществить переход от учебной модели к развивающей, целью которой является развитие ребенка. Для этого нам необходимо искать такие формы, методы и подходы в работе с дошкольниками, которые будут соответствовать современным требованиям.
Особенностью организации образовательной деятельности, на основе реализуемой нашим дошкольным учреждением примерной программы «Детство», является ситуационный подход. Это значит, что основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме. Но, пожалуй, главной задачей является развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы. Ситуационный подход выполняет принцип продуктивности образовательной деятельности, то есть получение какого-либо продукта: панно, газета, журнал, атрибуты для игр, постройки и т.д.
В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то проблема, требующая решения и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.
Можно выделить следующие типы образовательных ситуаций:
-
игровые;
-
практические;
-
театрализованные;
-
проблемно-игровые;
-
проблемные.
Так же образовательные ситуации можно разделить на
-
заранее спланированные;
-
спонтанно возникшие.
В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.
Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир.
Как научить маленького ребенка думать?
Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок - маленький исследователь, он всегда стремится к активной деятельности.
Для детей четвертого года жизни я использовала развивающие образовательные ситуации с гуманистическим содержанием. Например, "Наш зайчик поранил лапку", "Кукла заболела", "Найдем друга котенку Пуху", "Поможем Мишутке одеться" и т. д.
То есть, нам в этих ситуациях приходилось обсуждать проблему и помогать попавшим в беду игрушкам или героям. При этом решались следующие задачи:
-
умение дружить;
-
помогать другому;
-
культурно-гигиенические навыки;
-
эмоциональное состояние в группе.
Дети пятого года жизни - почемучки - с ними я сейчас работаю. Они охотно сотрудничают со взрослым, стремясь к интеллектуальному общению с ним.
Я насыщаю жизнь детей разнообразными развивающими ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные приемы и умения. Определить:
-
песок сухой или влажный;
-
снег чистый или грязный;
-
подобрать дорожки по ширине (чтоб проехала машина);
-
что можно сделать с...(газета, карандаш, картонная коробка).
В работе руководствуюсь правилом: никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Но исхожу из реальных возможностей детей. Иногда достаточно только намекнуть, иногда - показать, иногда - сделать вместе. Использую следующие приемы организации поиска решения (в младшем возрасте - помощь взрослого больше, в старшем - меньше). Это:
-
наводящие вопросы;
-
подсказки;
-
неправильные решения;
-
недосказанная история;
-
цепочка наводящих задач.
План развития образовательной ситуации
-
Постановка проблемы.
-
Вопросы (что хотим узнать).
-
Выдвижение предположений, гипотез.
-
Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).
-
Подведение итогов. Доклад.
-
Продукт деятельности.
Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Вот несколько примеров развивающих образовательных ситуаций, которые я использую с детьми средней группы:
-
Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.
Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.
Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.
-
Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?
Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.
-
У Карлсона заболела бабушка. Что делать?
Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.
Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.
-
Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся
Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.
Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.
-
Наши комнатные растения просят помощи
Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.
Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений.
Все образовательные ситуации подбираю в соответствии с реализуемой темой недели.
В заключении хочу отметить, что продуманное и системное использование развивающих образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный смысл, они стремятся к достижению результата, и, в дальнейшем, на мой взгляд, будут подготовлены к решению более сложных образовательных задач.