Краеведение в детском саду

Конференция: Современный детский сад

Автор: Крючкова Надежда Николаевна

Организация: МБДОУ «ДС КВ «Буратино»

Населенный пункт: Тюменская, ЯНАО Тарко-Сале

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура – незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, памяти о предках.

В.В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа…мы не можем созреть вне национальной культуры…»

Этнокультурный компонент – это средство пробуждения познавательной активности, приобщение к красоте и самобытности народа, это путь к общенародной культуре, культуре отношений, культуре чувств.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине, оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности ребенка.

Мы живем в богатейшем и прекрасном крае – Ямале. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого, связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

В нашем детском саду успешно осуществляют образовательную и воспитательную функции национальные уголки.

Цель создания уголков: формирование интереса и уважения к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни, посредством действенного познания.

Также создан мини-музей «Жемчужина Ямала», функционирует кружок «Следопыт».

 

Мини-музей «Жемчужина Ямала»

Цель создания музея: способствование осуществлению комплексного подхода к духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

*Содействовать организации и проведению образовательного процесса.

* Способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к своей «малой» Родине.

*Воспитывать интерес и уважение к традициям и жизненному укладу коренных жителей Пуровской земли.

В музее собраны разнообразные экспонаты, так или иначе, отражающие национальные и природные особенности нашего края: символика округа, района, города; предметы быта, игрушки, сувениры, макеты, альбомы, книги. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с животным и растительным миром. Оформлены альбомы «Пуровский район», «Литературная гостиная», «Одежда и орнаменты лесных ненцев», «Край, где долгая кружит зима»…

С их помощью дети наглядно знакомятся с символикой нашего края, национальной культурой северных народов, предметами национального быта.

Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях северных народов. Огромную роль в развитии познавательного интереса имеет сотрудничество с краеведами ЦНК. Совместно проведенные мероприятия, а это и национальные праздники, и игровые программы вносят неповторимый национальный колорит, оставляя яркий след в душе ребенка. Проводя игровые и театрализованные представления, сотрудники ЦНК знакомят дошкольников с творчеством национальных поэтов и писателей, с национальным укладом жизни.

 

Модифицированная программа кружка «Следопыт» рассчитана на старшую группу.

Цель программы: реализация комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, нравственного развития дошкольников средствами краеведческой деятельности.

Для решения поставленной цели используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. Это беседы,

дидактические и подвижные игры, просмотры видеоматериалов, развлечения и праздники, экскурсии.

Ознакомление с темой происходит системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.

При этом учитывается, что данная информация должна вызвать в детях не только положительные эмоции, но и стремление к деятельности.

Это и рисунки детей, аппликации, лепка из пластилина, поделки из бумаги и бисера.

Особое значение имеет работа с родителями. Именно в семье происходит овладение духовной культурой, воспитание нравственности, прививается человечность, доброта, особое видение мира. Вовлекая их в краеведческую деятельность, они становятся равноправными участниками образовательного процесса.

И все это находит отражение в детских эмоциях. У детей отмечается доброжелательность, дружелюбие, чувство сопереживания. Свои представления о родном крае воспитанники отражают в играх, рассказах, рисунках, с удовольствием декламируют стихи, участвуют в театрализации.

Список литературы:

Н.А.Рыжова «Мини-музеи в детском саду» - М: Линка – пресс, 2008

Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций.-Тюмень- Салехард: Феликс, 2005

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.:ООО «Издательство»Детство- Пресс», 2014

Е.В.Маляева. Формирование у дошкольников положительного образа родного дома //Справочник старшего воспитателя.№11, 2010

  • 1.pptx.zip.. 5,2 МБ
  • Опубликовано: 07.04.2015