Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно-волевых качеств

Конференция: Современный детский сад

Автор: Тюрина Светлана Александровна, Сушицкая Ирина Николаевна

Организация: Детский сад комбинированного вида № 51 «Снегири»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри

Актуальной задачей в настоящие время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет  воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.

В беседах с родителями педагоги замечают, что взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, родители  не предают большого значения.

Проведенные педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребенка к школе, из которых наиболее важным являются общая нравственная воспитанность, т.е. достижение определенного уровня сформированности нравственно-волевых качеств, необходимых в учебной деятельности. Дети ,у которых к началу обучения в школе, не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполняют повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружить их соответствующими педагогическими знаниями и методами.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что его первая трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как  овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Таков мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим людям. Требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

 Таким образом, овладение младшим дошкольником навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего дошкольного возраста расширяются возможности их использования в нравственно-волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, обеспечивающие необходимость  приложения ребенком усилий, проявления настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.

Семья располагает благоприятные условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье : любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботится о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей, зарождающееся в этом возрасте. Распространенный мотив совместного труда ребенка с родителями-стремление к общению с ними: «Люблю с папой вмести делать, что-нибудь», «Мне с мамой всегда весело трудиться».

В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду : стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д.

Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.  Однако отсутствия во многих семьях целенаправленного использования труда для нравственно-волевого развития ребенка приводит к недостаткам, которые отмечают и сами родители. Так, на вопросы педагога (было опрошено 80 человек), проявляет ли ребенок самостоятельность при выполнении обязанностей, умеет ли ставить цель труда, планировать свою работу, доводить ее до намеченного результата, были получены ответы от родителей старших дошкольников, которые затем проанализировали. Оказалось, что большинство детей неустойчивы в достижении результата, который часто зависит от ситуации или их настроения, не сосредоточены  на выполняемой работе.  Однако многие дети умеют самостоятельно планировать свою работу (подбирать материалы и инструменты, определять последовательность действий). Лишь небольшая  часть  детей выполнила свои повседневные обязанности без напоминания взрослых и смола довести до конца начатую работу.

 Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.

Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы  типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, что, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду.

В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общение с родными, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Взрослый собственным трудом дает ребенку пример правильного выполнения работы, передает ему рациональные приемы труда и т.д.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. В семье в недостаточной степени привлекают детей к разнообразным видам труда, т.е. полностью не используют его воспитательные возможности.

Отсутствие в современных, особенно в городских, семьях потребности в участии  детей дошкольного возраста в хозяйственно-бытовом труде приводит к тому, что ребенок ограничивается трудом по самообслуживанию. Отстранение ребенка от участия в труде семьи наносит урон его нравственному воспитанию.

В тоже время хозяйственно- бытовой труд наиболее распространен в семьях : уборка помещения, стирка, приготовлении пищи и т.д. В них дошкольник может посильное участие. Потребность в этом труде постоянна. Мотивы его понятны, близки ребенку, связаны с чувством любви к родным. Правда , труд этот, постоянно повторяющийся, по мере овладения ребенком навыками его выполнения теряет новизну и привлекательность. Поэтому на первых порах особенно необходима такая организация труда, которая устраняла бы его однообразие.

Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях, даже меньше чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно- бытового труда. Выполненные ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготавливается  в подарок близкими ( как сюрприз, украшение к дома к празднику), друзьям, сверстникам из детского сада и т.п. Ручной труд требует от ребенка проявление старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств.

Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. В большинстве  семьях, как правило, есть растение или животные (кошка. собака, хомяки и т.д.) К сожалению уход за ними чаще осуществляют взрослые. Они не доверяют детям : считают, что те могут облиться, испачкаться и т.п. Но этот вид труда воспитывает не только гуманны качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность.

Чем же определяется воспитательная ценность этого вида труда? Во-первых, труд по уходу за комнатными растениями и животными эмоционально окрашен : общение детей с животными объектами природы являются для них источником огромной радости. Во-вторых , выращивая растения и ухаживая за животными, ребенок чувствует себя «творцом». Видит значение своего труда. В-третьих, у ребенка есть возможность трудиться рядом с мамой. Папой, бабушкой : в дошкольном возрасте отношения ребенка к труду связанно с его отношением к тем взрослым, с которыми он трудится вмести или которые организуют его труд. Побуждают действовать. В-четвертых, этот вид деятельности позволяет сочетать волевые и умственные усилия ребенка, требуют определенных знаний.

Таким образом, хозяйственно- бытовой и ручной труд. А также труд по уходу за растениями и животными – наиболее эффективны для воспитания дошкольников в условиях семьи таких качеств. Как самостоятельность. Организованность, настойчивость, ответственность.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда.

Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития  дошкольника.

Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны для них. Содержание труда ребенка старшего дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным.

Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закрепить эту связь. Вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.

Воспитатель  определяет основные направления работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых качеств. Для этого используются различные формы : беседы, консультации, собрания, семинары и др.

Литература :

  1. Бардин С.А. Этика взаимоотношений.- СПб.:Детство-Пресс,2009.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитании. М.:Просвещение, 2011.
  3. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Педагогическое общество России, 2012.
Опубликовано: 08.05.2016