Организационные основы игры в дошкольном возрасте

Конференция: Современный детский сад

Автор: Шмелева Светлана Викторовна

Организация: МБДОУ №15 «Ручеёк»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Петровск

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.

Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не  ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

 С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам,  причём  именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.

Современный исследователь детской игры Е.Е. Кравцова предлагает, разграничивать два явления — игру и игровую деятельность [Кравцова 2009]

Игровая деятельность по сравнению с игрой — понятие более узкое, оно предполагает специальную деятельность детей по моделированию мира. Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры, если ребенку создать нормальные условия жизни, он заиграет сам.

Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий ребенок.

Однако чтобы «быть в состоянии играть», считал Д.А. Колодца, он должен предварительно достичь известной ступени  развития. Полноценная игра, как  детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослыми.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях.

Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка до 1 года. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Содержанием данной игры составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых [Бондаренко 2015: 250]

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне  радуется и огорчается по ходу игры [Васильева 2013:250]

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

  • Организация игры в 1 младшей группе

      К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром - взрослым, а затем сверстником.

  • Организация игры во 2-ой младшей группе

     Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

      Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие:

  • развертывание     детьми     в     самостоятельной     деятельности специфических ролевых действий   и ролевой речи, направленной  на
    кукольных персонажей;
  • парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающее
    называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

      Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

  • Организация игры в средней группе

 Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

  •  Организация игры в старшей и подготовительной группах

          Одна из линий развития сюжетной игры старших дошкольников - игра-фантазирование и дети  готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно,  необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры [Виноградова, Позднякова:2011]

У детей младшего и старшего дошкольного возраста игровая деятельность приобретает свои специфические особенности. Рассмотрим их более подробно.

Таким образом, игровая деятельность детей дошкольного возраста имеет свои особенности и смысловые значения. Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

литература:

  1. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. М. Просвещение. 2015. 250с.
  2. Васильева, М.А., Игровая деятельность детей, как средство воспитания и пути совершенствования руководства ею/ М. А. Васильева. М.: Просвещение, 2013. 250с.
  3. Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для  старших дошкольников. Практическое пособие. М.,АЙРИС ПРЕСС, 2011.
  4. Кравцова, Г.Г. Игра, как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников/ Г. Г. Кравцова. М.: Педагогика 2010. 264с.
  5.  Менджерицкая, Д.В.. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. М.,Просвещение, 2014. 128с.
  6.  Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников/ Е. И. Удальцова. Минск: Народная асвета. 2014. 246с
  7. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей/ А. П. Усова. М.: Просвещение, 2011. 322 с.
Опубликовано: 13.05.2016