ФГОС и современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Гаврилова Елена Вячеславовна

Организация: СП Детский сад № 29 «Кораблик» ГБОУ СОШ № 13

Населенный пункт: Самарская область, г. Чапаевск

Каждый ребёнок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; и полноценно использовать возможности своего развития. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с  новыми утвержденными  Федеральными  Государственными Образовательными  Стандартами   дошкольного образования (ФГОС ДО),  которые  учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).[1] ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому необходимым и решающим условием успешной социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии. По словам Я. Корчака, приоритеты инклюзивного образования можно выразить так: «… не сковывать, а освобождать; не подавлять, а возносить; не комкать, а формировать; не диктовать, а учить; не требовать, а спрашивать, переживать с ребёнком много вдохновенных минут… ».

Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка, признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования . Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:

  • научные исследования;
  • социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
  • творческая вариативность педагогов;
  • заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

  • Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
  • Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  • Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
  • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Введение ФГОС ДО влечет за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы. Базовыми авторами при написании коррекционной программы ДОУ останутся: Н.В.Нищева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и программа «От рождения до школы» в новой редакции.

Коррекционно-развивающее направление включает:

 выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

 коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.

В специальном дошкольном учреждении, в системе психокоррекционной помощи все больше используются разные виды арттерапии: музыкотерапия, изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия.

Одним из важным условий обновления коррекционно-образовательного процесса в условиях ФГОС является его компьютеризация, направленная на создание обогащенной развивающей речевой среды, реализации коррекционно-образовательных задач на качественно новом уровне в части индивидуализации обучения как основополагающего в коррекционной педагогике.

В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья дошкольников, используя: методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, некоторые виды арттерапиии: сказкотерапия, музыкально-ритмическая гимнастика) и упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»).

 

[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

 

Опубликовано: 27.07.2016