Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Конференция: Современный детский сад

Автор: Павлова Светлана Александровна

Организация: ГБУЗ Дом ребёнка специализированный.

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами -  эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказании е помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем доме ребенка решается при помощи  различных игр и манипуляций с  песком, водой и крупой.

 Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов  в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей в доме ребенка, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей. Исходя из потребностей детей мы ставим перед собой следующие задачи:

  • снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации;
  • установить доверительные отношения между педагогом и малышами,    сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это  укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника  и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
  • помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
  • помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
  • осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения «особых» детей;
  • способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций  у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
  • удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
  • обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком, или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувства доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Очень важно, до начало занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

  • нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
  • нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

 

Игры с водой.

 

Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкости водой, обладают психопрофилактической ценностью.

     Для организации «Водного царства» важно учесть:

  • обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой;
  • вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей «тактильного дискомфорта» у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья). Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже  7 – 10 см., чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать в воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей. Хорошо иметь для детей клеенчатые передники. Фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях. Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить  в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.
  • необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

  • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблик, лодки, уточки и др.);
  • предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
  • стаканчики из под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
  • совочки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
  • сито, сачки, дуршлаги, лейки, воронки;
  • резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое. Игры с песком, сыпучими материалами.

Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
  • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учатся прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

  • водонепроницаемый деревянный ящик 50х70х8 см. или пластмассовый таз;
  • чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
  • вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
  • небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

 

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия – выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделения воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют  стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

 

Игры с сыпучими материалами.

 

В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Большое значение имеет обучение воспитателей способам, методам и приемам с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. По этому направлению мы ставим следующие задачи:

  • показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • мотивировать воспитателей использовать этот материал в группе и на детской площадке;
  • познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • получить практический опыт применения игр и упражнений.

 

Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создавать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Список используемой литературы:

  1. Грапптит Р. Игры для детей. Перевод с нем. О. Асписовой, - М.: Росмэн, 1999
  2. Детский сад летом, - М.: / Просвещение, 1973.
  3. Как знакомить дошкольников с природой. / Под ред. П.Г. Саморуковой, - М.: Просвещение, 1983.
  4. Монтессори-материал. Школа для малышей, - М.: «Мастер»,1992.
  5.  интернет -  ресурсы.
Опубликовано: 30.09.2016