Экотерапия для детей с логоневрозом в образовательно-коррекционной системе ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Авраменко Лилия Викторовна, Бородина Анастасия Николаевна, Жихарева Надежда Авенировна

Организация: МБДОУ № 10

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

Проблемы речевых нарушений всё больше привлекают внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Ограничение  возможностей  свободного общения с другими людьми, осознание своего речевого недостатка обычно вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающими. Всё это ставит под угрозу социальную значимость личности человека и способствует формированию у него своеобразных психологических и патопсихологических черт.  

 Речевые расстройства у детей часто сопровождаются также нарушениями общей моторики: у них наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность. Всё это, порождает особенности поведения детей в деятельности.

Также слабо дифференцированным является отношение к окружающей природе, животным, сверстникам, взрослым и чувство сопричастности с миром. Поэтому актуальна задача создания тех психолого-педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребёнка.

В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, психологи это связывают с внедрением в повседневную жизнь большого количества электронных средств массовой информации, видеоигр. Неокрепшая нервная система ребенка оказывается неспособной воспринимать и перерабатывать большой объем поступающих аудиовизуальных данных.

Нарушения эмоционально-волевой сферы часто являются следствием заикания у детей. Это проявляется в накоплении отрицательных эмоций, в результате чего дети становятся плаксивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными. Частая смена настроений, неуверенность, страх речи усугубляются неадекватным отношением к себе окружающих. Заикающиеся замыкаются в себе, избегают речевого общения.

Важный акцент необходимо сделать на особенностях климатических условий заполярных регионов: продолжительный снежный период, полярная ночь, беспокойная гелиогеофизическая обстановка. Влияние данных параметров, как правило, не учитывается при разработке дошкольных образовательных программ.

Отсюда возникает необходимость предусматривать объединение коррекционной, образовательной и воспитательной работы. В настоящее время в преодолении тяжелых нарушений речи приоритетным является комплексный подход, предполагающий использование различных психолого-педагогических технологий. Одной из нетрадиционных методик коррекционной работы является «Экотерапия» – педагогическая технология реабилитации, осуществляемая путем приобщения к миру растений и животных.

 Наш детский сад заключил с ПАБСИ (Полярно-альпийский ботанический сад-институт) соглашение о взаимном сотрудничестве в области дополнительного образования детей средствами экотерапии,  эколого-биологической и научной деятельности.

Согласно которому осуществлялось общее руководство сотрудников ПАБСИ и педагогов МБДОУ по организации и проведению дополнительного эколого-биологического обучения воспитанников ДОУ в ПАБСИ:

 - согласование программы и расписания посещения детей  ПАБСИ;

 - ознакомление родителей с программой «Экотерапия»;

- совместное осуществление научно – методического руководства дополнительного эколого-биологического обучения сотрудниками ПАБСИ и педагогами МБДОУ;

 - определение результатов проведения дополнительного эколого-биологического обучения в ПАБСИ: мониторинг логопеда по динамике речевого развития детей группы в результате проведения программы, наблюдения психолога за состоянием детей в группе обучающихся по программе в сравнении с контрольными группами, сравнительные данные посещаемости и заболеваемости детей в группах.

Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экологическая терапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом» направлена на развитие у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер, преодоление речевого и поведенческого негативизма, усложняющие структуру речевых расстройств и ведущие к трудностям социальной адаптации. Устранение речевых нарушений не является целью данной программы, а дает положительный стимул и действует как дополнение к логопедической работе за счет улучшения психо-эмоционального состояния ребенка. Этот путь основывается на положении о зависимости речи от развития других процессов: анализа, синтеза, внимания, восприятия и других психических процессов, являющихся фундаментом для развития речи.

Новизна программы заключается в активном развитии сенсомоторных навыков на базе экологической терапии, сочетающей в себе гардено- и анималотерапию, включающей основные виды деятельности дошкольников для их интеллектуального и личностного развития.

Для увеличения эффективности работы по разработке программы дополнительного образования с коррекционными элементами, сотрудники ПАБСИ активно сотрудничали с коллективом ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели), с дальнейшим совместным проведением занятий на базе ботанического сада.

В основе данной программы лежат анимало- и гарденотерапевтические методики с использованием авторских разработок. Уникальность авторских разработок заключается в совместном использовании трудовой деятельности и творческой: применение основных агротехнических приемов и ассортимента однолетних растений в условиях помещения при создании композиций. Основной акцент при этом делается на развитие сенсомоторных навыков.

Отличительные особенности данной программы связаны с возрастом (от 5 лет) и диагнозом (логоневроз или заикание) детей, участвующих в программе: упрощение программы до 10 занятий, сокращение времени занятий до 20 мин, щадящий речевой режим, частая смена видов деятельности из-за низкой концентрации внимания. В ходе реализации программы «Экологическая терапия» использовали следующие приемы:

1) стандартные (словесный рассказ с обязательной демонстрацией наглядного материала; игры; экскурсии; просмотр обучающих кинофильмов и пр.)

2) специализированные (для обучающихся с логоневрозом), (пальчиковые игры (развитие мелкой моторики), физминутки (развитие крупной моторики), дыхательные гимнастики, мимические игры, просмотр релаксационных композиций, зарядки для глаз, разминки на напряжение-расслабление и пр.)

3) нетрадиционные (гардено-, анимало-, арттерапевтические приемы).

   После проведения логопедического мониторинга в конце учебного года,  было выявлено повышение уровня развития  речи при выполнении всех заданий детьми экспериментальной группы. В ответах детей встречались нарушения связности и последовательности высказывания, смысловые и лексико-грамматические ошибки, однако, ошибки на данном этапе эксперимента встречались реже и не носили ярко выраженного характера. Ответы детей стали более полными, информативными, последовательными, связными и логичными; они состояли, как из простых, так и из распространенных предложений. Важно отметить,  что  развитие связной речи с использованием элементов экотерапии, воспитывает не только грамотную речь, расширяет словарь, но и помогает развивать творческую активность, воображение, фантазию, совершенствовать навыки коллективной работы и взаимодействия со сверстниками. В процессе работы происходит развитие познавательных процессов, чувства эмпатии, гуманного отношения к природе, улучшается психологическое состояние детей, повышается мотивация к занятиям. Опыт проведения регулярных занятий по данной программе -  показал эффективность применяемых методик, подтверждаемых результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате сотрудничество  ПАБСИ и детского сада способствовали созданию  условий для реализации технологий Экотерапии  в  образовательно-коррекционной системе  ДОУ – ещё ярче и интереснее облагорожена территория детского сада, появились мини – садики, альпийские горки, экологическая тропа, огород, клумбы. В коррекционном процессе используются элементы экотерапии с игрушками – животными,  предметами – заместителями, дети участвуют в кукольных спектаклях экологической направленности,  в конкурсах, занимаются исследовательской деятельностью.

Экотерапия – это игра, сказка, импровизация, путешествие, в котором присутствует атмосфера радости, психологический комфорт, разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, яркие материалы, интересные неповторяющиеся задания – всё это обеспечивает живость и  непосредственность  восприятия в деятельности, определяет поиск новых решений, творческих подходов, вызывает положительные эмоции, радостное удивление.

 

                         Список  литературы:

  1. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5—6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб, 2002
  2. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.3.
  3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.

 / под редакцией:   Ляпидевского С.С., Селиверстова В.И.  -  М., Просвещение, 1968.

  1. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.
  2. Министерство образования и науки РФ, Приказ №1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Кобякова Е.А., Мерковская А.В. - Методические рекомендации по комплексному развитию детей с нарушением интеллекта раннего возраста. – Новосибирск, 2009, 60 с
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)
  5. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 176 с.
  6. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001, 112 с.
  7. Лазорцева А. А. Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями / А. А. Лазорцева // Работник соц. службы. – 2007. – № 3. – С. 14–25.
  8. Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Калашникова И.В., Салтан Н.В., Носатенко О.Ю., Шлапак Е.П., Жиров В.К. «Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом»: методическое пособие. Апатиты: КаэМ. 2015.
Опубликовано: 21.12.2016