Технология формирования основ ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Трофимова Евгения Валерьевна

Организация: МБДОУ Детский сад №25 «Черемушка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

На основе полученных результатов и анализа усвоения воспитанниками программного материала был разработан перспективный план индивидуальной работы с детьми на учебный год. А так же для реализации основных задач:

оздоровительных - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-

-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка;

 образовательных - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе;

воспитательных - формирование нравственно-физических навыков; выработка у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств;

было выделено ряд основных направлений работы:

1) профилактическая работа:

Охрана жизни и здоровья детей

Организация рационального питания

Закаливающие процедуры

С-витаминизация

Профилактическая  работа  по предупреждению заболеваний (сколиоза, миопии, плоскостопия, кариеса)

2) физкультурно-оздоровительная работа:

Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также с учётом недельной динамики двигательной активности

Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре

Развитие физического потенциала каждого ребёнка, обеспечивающее достижение им определённого уровня физических качеств, двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья ребёнка

Ознакомление детей с традициями большого спорта

 3) обеспечение психологического благополучия:

Создание комфортной развивающей среды

Предупреждение интеллектуальных нагрузок

Создание оптимального психологического климата

Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ

4) учебно-воспитательная работа:

Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН)

Воспитание потребности в ЗОЖ

Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности

 5) работа с педагогами:

Повышение квалификация педагогических и медицинских работников

Создание условий для оздоровления и своевременной коррекции в развитии и здоровья детей

Формирование у педагогов привычки к ЗОЖ

 6) работа с родителями:

Пропаганда ЗОЖ

Повышение компетенции родителей в вопросах оздоровления и физического развития

Обучение родителей первичным навыкам оздоровительной и коррекционной работы

Проведение совместных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе по формуле: педагог + родитель + ребёнок

В работе широко применялись приемы, упражнения и технологии:

Точечный массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Его оздоровительная направленность заключается в надавливании подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения. Упражнения точечного  массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Упражнения в сухом бассейне. Во время занятий в сухом бассейне ребенок получает общий  массаж тела без массажиста. При этом развивается координация движений и связочно – мышечный аппарат. Сухой бассейн удовлетворяет потребности ребенка в гармоничных движениях, снижает уровень психоэмоционального напряжения. Такие упражнения могут  включаться в заключительную часть непосредственно образовательной деятельности  по физкультуре.

Упражнения с использованием коррекционных мячей – фитболов.

 Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных  коррекционных и  дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Лечебный эффект обусловлен воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. Упражнения с мячами укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, формируют правильную осанку, улучшает обменные процессы.

Дыхательная гимнастика.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельностью Тренированность дыхательной мускулатуры повышает сопротивляемость организма к  простудным и другим  заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. Упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, потому что укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Дыхательные упражнения рекомендуется проводить перед общеразвивающими  упражнениями.

Упражнения для профилактики нарушений осанки.

 Обучение правильной осанке направленно на принятие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний малоподвижного режима. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными  естественными изгибами позвоночника ; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами. Случаи неправильной осанки являются проявлением общей функциональной слабости организма. Для профилактики  нарушений осанки у дошкольников, необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие функциональным возможностям ребенка.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

 Плоскостопие, то есть, деформация сводов стопы – довольно частое заболевание  опорно -  двигательного аппарата детей, вызывающее жалобы на быструю утомляемость и боль в ногах при длительной ходьбе. Статическое плоскостопие развивается от ряда причин: избыточная масса тела, ношение тяжестей, ношение обуви на твердой подошве и другое .Для укрепления мышц свода стопы рекомендуются: корригирующая ходьба, ходьба босиком по различным поверхностям, массажи стоп, захваты пальцами ступни мелких предметов и т. д.

Упражнения с использованием мягких модулей

Мягкие модули являются хорошим средством для развития функциональны и двигательных возможностей детей, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоции у ребенка. Мягкие разноцветные колеса, дуги, ступеньки, горки, колонны, кубы, маты способствуют повышению физической подготовленности и оздоровлению  детей. Свободная игра с использованием мягких модулей, когда дети по своему замыслу могут создавать разные  конструкции и творчески обыгрывать их, способствует  развитию воображения и  раскрепощенности.

Упражнения на расслабление.

Психофизическая тренировка является разновидностью аутотренинга .Она построена на использовании специальных и дыхательных упражнений. Релаксация основана на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Упражнения на расслабление используются в заключительной части непосредственно образовательной деятельности.

Тропинка здоровья.

Тропинка здоровья создана в нашем дошкольном учреждении исключительно для летнего терренкура. Терренкур – лечебная ходьба, помогающая нам в летнее время  не ограничиваться только босохождением, но и продолжать упражнения для стоп при помощи естественных сил природы.

НОД с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий 

 Каждая из НОД проводится по какой – либо сюжетной линии.  Характерным является то, что различные виды массажей, пальчиковая  и дыхательная гимнастики, включаются в непосредственно образовательную деятельность.

Физкультурные минутки и динамические паузы.

Упражнения для физкультурных минуток и динамических пауз подбираются детям с раннего возраста и включаются в разные режимные моменты. Двигательный и игровой компонент должен здесь способствовать не только повышению двигательной активности, но и психическому и речевому развитию. Также эти упражнения способствуют повышению подвижности суставов, тренируют мышцы, восстанавливают кровоснабжение в конечностях, тренируют вестибулярный аппарат.

Опубликовано: 02.01.2017