Рисование песком как средство знакомства с графическими средствами выразительности изобразительного искусства

Конференция: Современный детский сад

Автор: Сенченко Вероника Степановна

Организация: Детский сад № 204 ОАО «РЖД»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

При знакомстве дошкольников с изобразительным искусством, педагог тщательно подбирает иллюстративный материал. Ведь произведения живописи и графики, книжной иллюстрации должны вызывать интерес, желание внимательно их рассматривать. И одна из задач художественно-эстетического развития – познакомить детей с выразительными средствами графики, с помощью которых художник создает художественный образ.

Графика (от греч.grapho – пишу) – один из древнейших видов искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Эти изобразительные средства доступны для детей и часто используются ими в процессе рисования. Сложнее создать, например, с помощью линии задуманный художественный образ. Передать характер линии: мягкий или жесткий, легкий или тяжелый.

Сегодня очень распространена песочная терапия, как способ снятия внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Чаще всего используют мини-песочницу и много различных фигурок для игр в песке. А можно и рисовать песком, создавая мимолетные удивительные рисунки.

Дети очень любят рисовать с помощью песка. При всей кратковременной жизни такого рисунка, очень привлекательна сама возможность все быстро изменить или исправить. Интересные возможности изобразительных средств графики раскрываются при таком способе рисования. Карандаш и кисть ребенку заменяют пальцы рук, тыльная сторона ладони. Очень увлекательно рисовать одновременно двумя руками.

Что необходимо для рисования песком:

  • Кварцевый песок.
  • Стол для песка, с матовой поверхностью и подсветкой. Невысокие бортики на столе не дают высыпаться песку на пол.

Поверхность стола это условные границы будущего рисунка. А при ознакомлении с графическими изобразительными средствами, для детей дошкольного возраста, лучше ограничится светлым или темным фоном.

Темный фон. Тонкий слой песка уже рассыпан на столе. Рисуя на песке, будут возникать светлые линии и силуэты на темном фоне.

Светлый фон. Чистая поверхность стола без песка. Рисуя песком на светлом фоне стола, будут появляться темные силуэты.

 

Первое время лучше рисовать на столе, засыпанным тонким слоем песка. Исключается возможность засыпать глаза песком себе и соседу. Возможности песка очень разнообразны, любое прикосновение к песку оставляет свой след. И первое, что ребенок пробует рисовать на песочном столе это точки и линии.

И здесь начинается у каждого дошкольника экспериментальная изобразительная деятельность. Рисуем толстые и тонкие линии, прямые и волнистые, спиралевидные и ломанные. Проводим одну линию или одновременно четыре одинаковых линии, используя сразу четыре пальца руки. Расчищаем пятно с помощью подушечек пальцев или боковой частью мизинца. А круг можно постараться нарисовать сразу тыльной стороной ладони. И от одного прикосновения пальца к песку появляется точка. Неограниченные возможности для творчества!

  • рисунок вдвоем или с подгруппой детей, формируется умение договариваться о совместной работе, ее содержании. Умение планировать и выполнять свою часть работы для создания общего результата. Это уже создание коллективных сюжетных композиций.

Следующий этап в освоении изобразительных средств графики это рисование мини-историй, придуманных детьми. Например, история про фрукты. «Была солнечная погода. На земле среди холмов росло раскидистое дерево. Рядом с ним зеленела трава. К дереву в гости любили приходить ежики. Они наблюдали, как на его ветках сначала распускаются цветы, а затем зреют яблоки. К осени чаще шли дожди. Наступила ночь. В небе сверкают звезды, и светит месяц. И яблоня рассказывает сказки своим яблочкам, чтобы они лучше засыпали».

Педагог медленно проговаривает каждое предложение, дети вдвоем или подгруппой из 4 человек рисуют услышанное. История выстроена так, что рисунок дополняется деталями и происходит постепенное усложнение рисунка. Происходит смена сюжета. Много открытий происходит у детей дошкольного возраста при рисовании придуманных коротких историй.

Рисование мини-историй можно транслировать на экран с помощью проектора, что позволяет увидеть необычные меняющиеся рисунки всем детям группы.

Таким образом, рисование песком знакомит детей старшего дошкольного возраста с изобразительными средствами графики в нетрадиционной форме. Способствует развитию творческого мышления и воображения. Вызывает неповторимые ощущения от соприкосновения с сыпучим, легко изменяющимся материалом.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
  2. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. – (Вместе с детьми).
  3. Кузуб Н. В., Э. И. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011.
Опубликовано: 16.06.2017