Обогащение духовного мира ребенка

Конференция: Современный детский сад

Автор: Бирюкова Светлана Владимировна

Организация: ГБОУ Школа №626

Населенный пункт: г. Москва

Маленький ребенок в дошкольном учреждении проводит большую часть времени. Здесь, с помощью педагогов и специалистов он растет, развивается интеллектуально, крепнет физически и, конечно же, расширяет свой внутренний мир.

 

Именно на музыкального руководителя ложится сложнейшая задача – помимо общепринятых праздников и досугов, обязательно проводимых в дошкольных отделениях, и в последнее время, к сожалению, превращенных в развлекательные шоу-программы для родителей, истиной целью все же является обогащение духовного мира ребенка.

 

Трагедия сегодняшнего воспитателя не в том, что он стал хуже в качестве педагога, чем в прошлые времена. Трагедия в том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных шоу. Властителями душ стали не творчески высокие, мыслящие, харизматические личности, а шоумены, причём, специфически-российские.

 

Как рассказать о музыке Моцарта и Бетховена детям, которые точно знают (ибо ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка – это Дима Билан и многочисленные поп коллективы. Как можно представить себе воспитателя, который стремится развить в воспитанниках подлинную речь в условиях тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики.

 

По словам нашего современника, известного российского музыканта-просветителя Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

 

3 года назад, делая первые шаги в осуществлении городского проекта «Классическая музыка в детском саду», мне стало ясно, что без поддержки воспитателей и активного вовлечения родителей, осуществить задуманное невозможно.

 

Когда я впервые принесла в детский сад настоящую скрипку, выяснилось, что большинство детей никогда раньше ее ни то что в близи, даже по телевизору не видели, и уж точно не слышали как звучит этот инструмент. Тем не менее, когда я заиграла, дети с интересом слушали, а многие просили поиграть им еще и еще. После моего выступления всем им захотелось поближе рассмотреть скрипку и смычок, потрогать их, попробовать издать звук. Уже на следующий день родители некоторых детей обратились ко мне за советом «Куда сходить с ребенком послушать скрипку?». Так родилась идея создания ежемесячной афиши, которая висела бы в раздевалке каждой группы, чтобы родители были осведомлены о событиях, происходящих в культурной жизни столицы.

 

Мы стали приглашать в гости различные музыкальные коллективы, а также учащихся музыкальных школ с концертами. Ребята знакомились с различными музыкальными инструментами, слушали музыку русских и зарубежных композиторов. Эти мероприятия мы проводили во второй половине дня, и поначалу, родители, приходящие за ребенком, просили вывести его из зала во время исполнения, что было очень досадно. По моей просьбе воспитатели групп постоянно беседовали с родителями о необходимости слушания классической музыки, и сейчас, на подобных концертах, родители приходят к нам уже в качестве слушателей, что для нас очень ценно.

 

В нашем районе нет музыкальной школы, тем не менее за последние 3 года, по опросам родителей, приблизительно 15% наших выпускников поступают в музыкальные школы соседних районов. Для примера, 4 года назад этот процент составлял лишь 3%.

 

Как уже было упомянуто выше, большинство ребятишек НИКОГДА не бывали в театре… А ведь дети обожают театр и с удовольствием участвуют в театрализованных действах.

 

Так, под моим руководством, у нас появилась своя, пусть скромная, но НАСТОЯЩАЯ театрально-музыкальная труппа, состоящая из воспитателей и других сотрудников детского сада. В репертуаре нашей труппы спектакли «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Золушка». Сотрудники с огромным удовольствием участвуют в постановках, ну а реакция детей – полный восторг! Восторг от сюжета, от костюмов, и самое главное – восторг увидеть своего воспитателя в какой-нибудь роли, да еще и исполняющего арию.

 

После таких вот наших спектаклей, да еще и постоянно обновляющейся афиши, родители все чаще и чаще стали водить своих чад и в театры и на концерты классической музыки. Теперь многие из наших воспитанников знают, что такое консерватория, филармония, опера, балет, оркестр.

 

С тех пор как нас объединили в один образовательный комплекс, работу эту мы продолжаем и стараемся совершенствовать. В нашем комплексе 8 дошкольных отделений, где работают 5 музыкальных руководителей, а также 4 школьных учителя музыки. Мы ежемесячно собираемся на метод объединениях, делимся опытом и разрабатываем план дальнейшей работы. Теперь уже во всех дошкольных отделениях нашего комплекса висят афиши и проходят мини-концерты и спектакли. И, конечно же, огромную поддержку нам оказывает театр им. Н.И. Сац, чье имя носит наша школа. Все дети старшего дошкольного возраста посетили музей Н.И. Сац в нашей школе, а еще неоднократно были зрителями спектаклей школьного театрального кружка.

 

 

Конечно, нам еще далеко до уровня, скажем, Финляндии, где почти в каждой школе, даже в небольшом городке, существует полноценный школьный оркестр, исполняющий музыку Баха, Моцарта, Сибелиуса, Рахманинова…Пока что, мы можем лишь позавидовать этим счастливцам, ведь музыка, особенно классическая, имеет огромное значение в нашей жизни - расширяет сознание, обогащает фантазию и вдохновляет на творчество.

 

Только грамотный и образованный педагог способен увлечь ребенка воспринимать творения искусства (музыки, поэзии, картины художника).

Самосовершенствование и самоанализ, на мой взгляд, это единственно правильный путь в современной педагогике. Путь этот сейчас потребует пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы гуманитарного образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью обучения и включить максимально-инновационное мышление.

Опубликовано: 23.10.2017