Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОО
Конференция: Современный детский сад
Автор: Папонова Елена Владимировна
Организация: МДОУ ЦРР- д/с №39 «Золотой ключик»
Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д. По признанию педагогов и психологов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.
Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, бездуховности. Патриотическое воспитание — процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
На современном этапе дошкольное образование — первый, самый важный уровень образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Во ФГОС ДО ключевым принципом служит поддержка разнообразия детства, предполагающая развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Во ФГОС ДО подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням. Любовь к Родине большой начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. - Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Для нас, воспитателей, работающих с дошкольниками, вопрос отбора содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, уважения к защитникам Отечества, всегда важен и актуален.
В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема «Россия – Родина моя». И здесь особая роль отводится знакомству детей с символами России.
Первое знакомство с символами требует от нас выбора наиболее доходчивых форм и методов работы, которые вызывали бы интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие. И здесь большая роль отводится чтению художественной и познавательной литературы о защитниках Отечества нашей Родины.
Живой интерес у детей вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим праздникам: «День защитника Отечества», «День Победы» (с применением воинских атрибутов: касок, котелков, фляжек, красочных фотографий, подлинных предметов и вещей). Все это помогает не только обмениваться впечатлениями и знаниями, но и развивает духовный мир, уважение к защитникам Родины. События героической жизни вызывают живой отклик у ребят. В знак благодарности они своими руками готовят открытки, сувениры. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства гордости за свою Родину.
Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:
- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
- обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
- обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
- вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
- создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
- Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В детском саду решаются и задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются их скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, создавая соответствующие ситуации.
Деятельность дошкольников, уже не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. Особенно это касается игровой деятельности. Именно в игру ребенок вносит качества своей личности, именно игровые образы всегда индивидуальны, поэтому нужно чаще организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных элементов. Например, при проведении дидактической игры «Дедушкина медаль» в ее содержание включаются чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль» и пр.), беседа с родственниками дома, с целью узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали. При помощи родителей можно создать рукописную книгу для музея детского сада, где записать рассказы о членах семей воспитанников и разместить фотографии и рисунки, иллюстрирующие их. Ее цель - объединить работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. Очень интересно содержание игры «Герб города (села, района)». Ее цель - закрепить представления детей о гербе своего города (села, района), научить выделять герб из других знаков. Название и содержание игры можно изменять, например: «Флаг страны» или «Флаг области» и др.
В дошкольный период происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В работе с семьей воспитателю важно опираться на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать различные формы и методы работы с родителями: анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания, организацию совместной работы детей и родителей над составлением герба семьи, генеалогического древа семьи.
Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает, например, тогда, когда ребята рассматривают созданные вместе с ними работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания («Воскресный день», «Семейные прогулки», «Воспитание в семье любви к родному краю »).
С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система «Растим патриота», которая предусматривает решение комплекса задач:
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- усвоение элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, во время игр, труда. Педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- «позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Согласно древним мыслителям (Платону, Аристотелю), только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Многие ученые, писатели и художники в автобиографических очерках высказывали мысль о том, что впечатления детства остаются в сердце навсегда: красота родной земли, красота человеческого поступка
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура округа, города, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.
Список использованной литературы:
- Адаменко С.Н. Воспитываем патриотов России / Народное образование, 2005, № 4.
- Алёшина И.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Перспектива, 2009.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно - исследовательской деятельности Издательство «Учитель» 2014.
- Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2003.
- Н.Г. Пантелеева Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие – « ТЦ Сфера», 2015.