Правовое воспитание детей

Конференция: Современный детский сад

Автор: Чернышева Светлана Васильевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Сосновый Бор

Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку, как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.

С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка?

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам

детей, права и достоинства ребенка защищает Международное и Российское законодательство.

Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного

возраста являются:

- Декларация прав ребенка

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты

и развития

- Конституция Российской Федерации

- Семейный кодекс Российской Федерации

- Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании»

- и другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся

вопросов правового воспитания.

Современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.

Реформы российского общества оказали воздействие на семью и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности.

У большинства родителей вызывают отчаяние отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как себя вести в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для его личности.

Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний являлись нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.

Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический недостаток любви. Поэтому равнодушие, не внимание, жестокое обращение с ребенком не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Он может вести себя агрессивно, может замкнуться в себе, может появиться страх.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращения с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны

опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений со взрослыми.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, проявляется право в поступках и деятельности человека.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в дошкольный период, период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. Нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье и продолжается оно в детском саду.

В качестве средств формирования правовых понятий используются:

- игровые формы;

- сказочные персонажи;

- чтение художественных произведений с последующим их

обсуждением;

- создание проблемных ситуаций и поиска выхода из них;

- рассматривание картин о жизни детей в разных странах;

- беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствуют освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

Вывод: Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания и развития личности ребенка.

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.

И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.

Правовое воспитание и успешная социальная адаптация ребенка предполагает:

* Гражданско-патриотическое воспитание

* Нравственное

* Трудовое

* Физическое

Список используемой литературы

* Вялкова С.М., Давыдова О.И. «Беседы об ответственности и о правах ребенка».

* Носова Е.А. «Семья и детский сад: педагогическое образование родителей».

* Осипова Л.Е. « Родительские собрания в детском саду».

* Осипова Л.Е. «Работа детского сада с семьей».

* Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции».

* Татаринкова Л.Ю. «Права маленького гражданина».

* Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка».

* Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. Наглядное пособие для воспитателей, родителей. Демонстрационный материал «Права ребенка».

* Бурдина С.В. Дидактическое пособие в помощь педагогам дошкольного образования «Права ребенка».

Опубликовано: 26.04.2015