Музейная педагогика как современная технология культурно-образовательного процесса в детском саду

Конференция: Современный детский сад

Автор: Абалина Светлана Александровна

Организация: ГБОУ СОШ СП детский сад «Чебурашка»

Населенный пункт: Самарская область, Ставропольский район с. Выселки

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Музей собирает «наследственные ценности», то есть важные для трансляции культурных традиций.

В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика.

Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Всё большее внимание в теории и практике дошкольного образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи.

В первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:

цель,

задачи,

направления,

принципы,

музейные педагогические технологии.

Целью её является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Это ставит перед дошкольным образованием новые задачи:

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, воспитание культуры поведения;
  • Развитие познавательных, творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Развитие речи и расширения словарного запаса.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Направления деятельности музея:

  • Поисково-собирательское. Направление даёт возможность дошкольникам проявить себя в познавательно-исследовательской деятельности, проявить свои поисково-исследовательские умения.
  • Экспозиционное (оформительское). Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: формулировка цели и задач создания и исполнения работы, определение и обсуждение темы будущей экспозиции;
  • Экскурсионное. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
  • Культурно-массовые мероприятия. Организация разнообразия форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий, встреч с участниками Великой Отечественной войны, работа с местным населением.

Это взаимодействие направлений в музейной педагогике строится на следующих принципах:

  • Принцип активного отношения к музейному пространству.
  • Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
  • Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
  • образование постепенно и последовательно расширяет сферу создания музейной среды в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим в нашем детском саду и создан музейный уголок исторических объектов и выставки репродукций. Содержание музейной среды в дошкольном учреждении пополняется и расширяется.

Современная дошкольная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии: экскурсия, консультация, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (театрализованное представление), праздник, историческая игра.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов современной технологии обучения мы часто используем метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Применяем также нетрадиционные формы (технологии) проведения непосредственно образовательной деятельности:

- непосредственно образовательная деятельность, основанная на интеграции образовательных областей;

- образовательная деятельность в форме соревнований и игр, конкурсов, эстафет;

- образовательная деятельность на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: день мудрости, день мужества, часы любви и т.д.;

- образовательная деятельность с использованием фантазии: занятие -сказка, занятие -сюрприз;

Каждое посещение музея – это непосредственно образовательная деятельность, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель, а также:

- воспитатель и воспитанники должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе образовательной деятельности, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- отбираем экспонаты для экскурсионного показа на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея - самостоятельное творчество детей (рисунок, беседа на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Непосредственно образовательную деятельность музейной педагогики в дошкольном образовании мы рассматриваем в трех областях в соответствии с ФГОС - познавательном развитии, художественно-эстетическом развитии, и социально-коммуникативном развитии.

Методические приёмы, используемые при посещении музея:

1.Каждый ребёнок определяет, какой экспонат ему нравится больше всего, и объясняет свой выбор. Это делает работу более целенаправленной.

2. «Одушевление» персонажей и «недетских» шедевров активизирует воображение детей, позволяет представить, как они оживают и начинают общаться между собой.

3. Передача одного и того же объекта разными средствами искусства (для сравнения).

4. Обращение к опыту детей, полученному на предыдущих занятиях в музее.

5. Реализация полученных впечатлений в творческой деятельности.

Правила организации образовательной деятельности в музее (закономерности):

1. Сюжетная, игровая подача материала, «одушевление» экспонатов и «выход за границы рамы» позволяют развивать воображение детей, усиливают интерес к произведению, улучшают запоминание материала экскурсии («одушевление» нужно использовать в меру, чтобы оно раскрывало картину, а не уводило в мир фантазий).

2. Ребёнок тонко воспринимает подлинное произведение искусства.

3. При составлении вопросов воспитатель, должен прогнозировать возможности воспитанников; хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям; в музее экскурсия – монолог неприемлема.

  1. Рассказ воспитателя должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

5. Посещать с детьми музей необходимо! Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

6. Объектом воспитательного воздействия музея становится семья, как единый социокультурный организм. Поэтому родителей необходимо информировать о посещении музея, предлагать творческие совместные проекты.

Практическая значимость. Пробуждая (либо активизируя) эмоциональную сферу человека и развивая интеллект, оно является условием его личностного роста, так как в нем человек узнает себя. Тем самым характер получаемого в музее знания, опирающегося на внутреннее единство научного и художественного компонентов, позволяет назвать музей школой понимания жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Виниченко, В. В. Развивающее общение взрослого и ребенка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства / В. В. Виниченко // Детское творчество и музей. – СПб., 2005.
  2. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 201 - № 9. – С. 32-35.
  3. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2014.
  4. Тулинова, О. В. Музейная педагогика в условиях малого города / О. В. Тулинова // Педагогика. – 2010. - № 9. – С. 122-125.
  5. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2011.

Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4.

Опубликовано: 28.02.2018