Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников по повышению качества семейного воспитания

Конференция: Современный детский сад

Автор: Мерлушкина Ирина Владимировна

Организация: СП ГБОУ СОШ №13, д/с №29 «Кораблик»

Населенный пункт: Самарская область, г.о. Чапаевск

Автор: Киряшова Екатерина Юрьевна

Организация: СП ГБОУ СОШ №13, д/с №29 «Кораблик»

Населенный пункт: Самарская область, г.о. Чапаевск

«Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. А.Н.Острогорский

 

Рождение малыша - это важное и радостное событие для родителей. А семья для маленького ребёнка – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому роль их в формировании его личности огромна. Согласно закону «Об образовании» Российской Федерации, именно родители являются первыми педагогами. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

И настаёт момент, когда ребёнку необходимо посещать детский сад. Малыш получает здесь образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Всестороннее развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. ФГОС является одной из основ для «оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. [1]

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие ДОУ и семьи в этой связи предстает в виде структурного взаимодействия, которое направлено на развитие и социализацию детей. В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Работая, мы стараемся учитывать следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

Задачи:

• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

• Сделать ДОО и семью союзниками в воспитании детей.

• Вовлечь родителей в образовательную деятельность.

• Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

• Изучить и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду в нескольких приоритетных направлениях:

• Художественно-эстетическое направление

• Эколого-биологическое направление

• Коррекционно-развивающее направление

• Физкультурно-спортивное направление

В нашем СП дети занимаются в изостудии, часть детей имеют возможность посещать кружки «Веселые нотки», «Кораблик» (хореография), «Мастерилка» (изобразительная деятельность), «Юный строитель», «Умник и умница» (конструирование), «Драматешка» (театрализация);

Ведется кружок по робототехнике «Чапоробик». Педагоги, родители и дети занимаются инновационной деятельностью. У дошкольников развивается креативное мышление, техническое творчество.

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Уже

с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности.

Созданы условия и для экологического воспитания, которые помогают повысить уровень экологической культуры детей. В СП разнообразная предметно-развивающая среда, видеотека с фильмами о животных. В каждой группе оформлены экологические центры и центры экспериментирования.

Работа с детьми проводится по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог». Педагог-эколог ведет работу клуба «Юный эколог» в старших и подготовительных группах. При активной помощи родителей дошкольники с большим удовольствием участвуют в викторинах, КВН, конкурсах. Особое внимание уделяется совместной проектной деятельности родителей и детей, и проведению акций.

Следовательно, большое значение уделялось привлечению родителей к экологическому воспитанию детей. Родители принимали активное участие в экологических мероприятиях: акциях «Сделаем наш город чище», «Посади дерево»; конкурсах плакатов «Я на защите природы», поделок «Мой край родной», фотографий «Природа родного края», поделок из природного и бросового материала «Красота спасет мир».

Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется в соответствии с перспективным планированием, которое составлено по программам дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Они отбираются с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников и структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики.

Дети с ОВЗ одновременно со всеми участвуют во всех мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Они комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, стараются не отставать от них, занимают призовые места в разнообразных конкурсах и спортивных соревнованиях, с удовольствием участвуют в защите проектов вместе с родителями. Дети имеют возможность в детском саду посещать студии и спортивные секции. Дополнительное образование способствует коррекции психических процессов и речи, развитию социально-коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействию со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи и самостоятельности.

Особое место в нашем структурном подразделении уделяется физкультурно-оздоровительной работе. В системе проводятся: утренняя гимнастика, физкультурные занятия. Так же используются физминутки во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, организовывается двигательная активность детей на свежем воздухе, проводятся спортивные праздники и развлечения.

Старшие дошкольники имеют возможность посещать секции «Футбол» и «Дзюдо», «Хоккей» и «Успевай-ка» (акробатика), занимаются с тренерами - профессионалами. У нас тесное сотрудничество с ДЮСШ № 2. Ежегодные традиционные первенства среди мальчиков и девочек СП дают свои положительные результаты – все участники становятся призёрами и номинантами соревнований, получают заслуженные награды и медами. Проведение спортивных мероприятий при использовании традиционного поднятия флага, звучания гимна России, вызывает у детей патриотические чувства. Многие выпускники СП продолжают заниматься полюбившимися с детства видами спорта и добиваются значительных результатов и спортивных побед.

Для осуществления реализации всей системы по здоровьесбережению детей необходимой частью является работа с родителями. В течение года проводятся различные консультации, родительские собрания, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. По проведенным результатам анкетирования видно, что основная масса родителей довольна работой педагогов, интересуются достижениями детей. Выпускались информационные листки, стенды, папки-передвижки для педагогического просвещения родителей по различным областям развития детей.

Проведены консультации для родителей по темам: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Кризис 3 лет», «Зеленый мир на окне», «Спорт в жизни ребенка», «Игры и игрушки для ребенка», «Как научить ребенка беречь природу», «Как отвечать на детские вопросы ?», «Закаливание детей летом»; родительские собрания по тематике: «Основные особенности развития детей раннего возраста. Период адаптации», «В здоровой семье - здоровые дети», «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье ребенка в ваших руках», «Развитие ребенка в игровой деятельности», «Войди в природу другом»; конкурсы: поделки из бросового материала «Красота спасет мир».

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В приемной комнате наших групп оформлены «Уголки для родителей», где размещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В папках – передвижках и стендах имеется подборка методических рекомендаций для родителей. Они составлены педагогами, специалистами: учителем – логопедом, учителем – дефектологом, инструктором по физической культуре, и музыкальный руководитель, воспитатели по изобразительной и экологической деятельностям, психологом, медсестрой ДОО.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В рамках задачи вовлечения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов, выставок по приоритетным направлениям ( день здоровья, моя семья, мир профессий, лего - центр и т. д.), оформление ширм, совместные с родителями праздники, общение с родителями через сайт ДОО и социальные и мобильные сети, дни открытых дверей, мастер-классы, консультации, папки – передвижки, кружки, секции, викторины, КВН, праздники, развлечения, выпуск газет, оформление групп, благоустройство территории ДОУ, рубрика «Ваши пожелания».

Мы на протяжении нескольких лет проводим родительские собрания в нетрадиционной форме: мастер – классы. Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя. Это одна из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов, в результате чего, они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Такое общение родителей и воспитателей перельётся в благое дело в воспитании малышей, сдружит новый коллектив мам и пап.

Комплексно используя современные педагогические технологии, мы отдаём приоритет самостоятельной познавательной деятельности воспитанников - проектной деятельности. У детей и родителей наблюдается повышенный интерес к мероприятиям с применением ИКТ в проектной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Одной из интерактивных форм проведения родительского собрания является — круглый стол. Особенность данной формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые вопросы, узнать мнения всех участников собрания. В ходе проведения «круглого стола» участники (и должны) располагаться за «круглым» столом. Это способствует реализации принципа партнёрства при взаимодействии и активному диалогу. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, мы приглашаем специалистов. Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. В этой форме работы важно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, собственным опытом, высказывая дельные советы.

В результате внедрения некоторых современных форм взаимодействия с родителями они активно участвуют в различных мероприятий, таких как: круглый стол, КВН, викторины, день открытых дверей, итоговая непрерывная непосредственная образовательная деятельность, мастер-классах.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей, мы пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

• у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;

• удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это наши помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей.

Работа сотрудников нашего дошкольного учреждения направлена на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Детские годы, самые важные и какие знания и опыт приобретут дети, зависит от родителей и нас, педагогов.

  • поколений и совместную деятельность взрослых и детей проследил А.С. Макаренко при работе воспитателя с детьми, и с их родителями, высказав следующую мысль: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

Источники:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года

2. Годовой план работы структурного подразделения ГБОУ СОШ №13 г.о.Чапаевск - «Детский сад № 29 «Кораблик», реализующего основные общеобразовательные программы дошкольного образования на 2017 – 2018 учебный год.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

  1. Кыласова Л. Е. и др. Родительские собрания — Волгоград: Учитель, 2013. -146с.

5. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012–2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. — с. Троицкое: РМК, 2013. — 60 с

6. Михайлова — Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова — Свирская, — М.; Просвещение, 2015 -128с.

7. Маркелова С. Ю. Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 790-793. — URL

Опубликовано: 24.08.2018