Использование нестандартного оборудования для создания мотивации у дошкольников с речевыми нарушениями речи в работе логопеда

Конференция: Современный детский сад

Автор: Фролова Наталья Валерьевна

Организация: МБДОУ детский сад №3

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Автор: Журавлёва Евгения Васильевна

Организация: МБДОУ детский сад №3

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе.

Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.«Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с общим недоразвитием речи. Однако такой важный компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее «мотор» (А.Н.Леонтьев, 1956), нередко оказывается за рамками анализа специалистов (3). Мотивация-это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.(5)

По мнению Т.О.Гордеевой, мотивация – объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуществления. Исследователь также утверждает важность таких мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в способность достичь определенного результата.(2)

О значении мотивации мы можем прочесть в работах Е.С Алмазовой, Т.Г. Визель, В.К.Воробьевой, Ж.М. Глозмана, И.Ю. Козиной, Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичивой.

Результаты эмпирического исследования, проведенного С.М.Валявко, показывают, что определенная часть старших дошкольников с ОНР (18%) демонстрируют слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке. Слабо мотивированным дошкольникам с ОНР свойственно преобладания мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Это указывает на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта (1).

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы ребенок рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний - психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи.

Исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем эксперимента установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от пальцев рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямом зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

И.И. Павлов внес большую ясность в этом вопрос. Он придал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершенствование кора головного мозга, тем совершенствование речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи.

В Китае распространены упражнения для развития мелкой моторики с применением каменных и металлических шаров. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

В исследованиях Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Е.Ф.Соботович и др. отмечается, что нарушения звукопроизношения у детей с ОНР имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта. У таких детей затруднен переход от произнесения поставленного изолированного звука до введения этого звука в слоги, в слова различной слоговой структуры, в связную речь. Важно учитывать и тот факт, что дети с ОНР имеют определенное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у них под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. (6) Логопедами придумано огромное множество игр и приемов для оптимизации процесса автоматизации звуков, для того чтобы этот процесс стал занимательным и интересным для ребенка. Но мы знаем, что при затягивании процесса автоматизации звуков игры надоедают, перестают радовать ребенка и мотивация к занятию снижается.

Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо многократное повторение скучного речевого материала. ( 3)

Для того чтобы разнообразить рутинный процесс, мотивирующий детей на занятия нами были подобраны пальчиковые игры и упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

  • Массажные мячики;
  • Массажные колечки;
  • Платочки;
  • Прищепки;
  • Щетки,
  • Резинки для волос;
  • Медицинские пипетки;
  • Шестигранный карандаш или шариковая ручка;
  • Катушки;
  • Камешки марблс.
  • Бигуди
  • Счетные палочки
  • Массажные коврики
  • Решетки
  • эспандоры

Игры систематизированы по лексическим темам, соответствующим перспективному планированию.

Все игры сопровождаются речью и движениями в стихотворной форме. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие ритма положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, повышает у детей мотивацию к обучению, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

 

Использование нетрадиционного оборудования наряду с общепринятыми логопедическими технологиями не только экономит денежные средства учителя-логопеда, но и повышает интерес детей с различной речевой патологией к занятиям, предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Основной целью представленных игр является создание условий для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы посредством развития координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики
  2. Автоматизация поставленных звуков
  3. Развитие просодической стороны речи (выразительности)
  4. Развитие координации речи с движениями
  5. Развитие зрительного, слухового восприятия, слухового контроля, творческого воображения.
  6. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
  7. Развитие восприятие и переключения на разные виды деятельности.
  8. Развитие тактильных чувствительности рук.
  9. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  10. Совершенствование двигательной памяти.
  11. Развитие речемыслительной деятельности.
  12. Развитие мимической мускулатуры.
  13. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Создание положительного эмоционального фона, радости.
  2. Воспитание усидчивости, интереса к обучению, умение доводить начатое дело до конца.
  3. Формирование дружеских взаимоотношений.
  4. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
  5. Формирование положительной мотивации на занятии.
  6. Формирование коммуникативных навыков.

Пальчиковые игры с прищепками

Используются в качестве массажёра фаланг пальцев ребенка, крупные прищепки используются для работы над ударением. Подбирают индивидуально в зависимости от мышечной чувствительности.

Пальчиковые игры с цветными песком

Используются для формирования щипкового и пинцетного захвата, способствующему в дальнейшем освоению навыкам письма, развития глазомера, развития речи.

Пальчиковые игры с камушками марблс

Используются для формирования щипкового и пинцетного захвата, способствующему в дальнейшем освоениюнавыков письма, развития глазомера, развития речи.

Пальчиковые игры с решетками

Используются для формирования щипкового и пинцетного захвата, способствующему в дальнейшем освоению навыков письма, развития глазомера, развития речи.

Пальчиковые игры с медицинскими пипетками

Используются для формирования щипкового и пинцетного захвата

Способствующему в дальнейшем освоению навыков письма, развития глазомера, развития речи.

Пальчиковые игры с массажными ковриками,

Массажными мячиками, зубными щетками

Массаж и самомассаж кистей рук и пальцев (поглаживание, разминание, вибрация, похлапывание в зависимости от мышечного тонуса)

Развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственной ориентировки.

Игры со счетными палочками, шестигранными карандашами и катушками

Используются в качестве массажера кистей рук, развития тактильной чувствительности, переключаемости движений

Используются для формирования щипкового и пинцетного захвата, способствующему в дальнейшем освоению навыкам письма, развития глазомера, развития речи.

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.

Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно (например, показывать движения с предметом и произносить стихотворение), так как объем внимания у него ограничен, и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте ребенку уверенность в том, что у него все получится.

Работу проводите регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нетрадиционным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой, же причине ими нельзя злоупотреблять - в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.

В играх с предметами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Ребенок воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть. Стихи следует произносить то, повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе с взрослыми.

ВАРИАНТЫ ИГР НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМЕШКОВ МАРБЛС.

  • «Четвертый – лишний.

Эта игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камешек. В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий.

  • «Посчитай-ка»

В этой игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении.

Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами от 1до 5. Ребенок считает заданный предмет и в случае верного произнесения выкладывает на цифры камешки.

  • «Сыщики»

В данном варианте игры мы параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти на сюжетной картинке и назвать все предметы или части предметов с заданным звуком и закрыть камушком марблс.

  • «Заполняй-ка»

Для данного варианта игры используются объемные контейнеры, которые нужно заполнить камешками. Игра позволяет использовать любой речевой материал – от слогов до предложений. Правила остаются прежними – произнес правильно - можешь положить камешек в контейнер.

Когда ребенок выполняет манипуляции с камешками, мы просим брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. За время использования камешков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.

 

Литература:

  1. Валявко С.М. О мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с ОНР //Психолого –педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: материалы международной конференции –Минск,2004-с.45-48
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения:

Уч.пособие.-М.,2006.

  1. Леханова О.Л., Нефедова Н.Н. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольног возраста с нарушениями речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: Материалы 1 международной науч. Конф.памяти д-ра пед.наук, проф.Р.И.Лалаевой , 29 ноября 2012 г./Под общ. Ред. проф.В.Н.Скворцова.-СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012.-с.230-233
  2. Якиманская И.С. Технология личностно –ориентированного образования // Директор школы. Спецвыпуск.- 2000, -7. –С.72-134.
  3. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования.-2014.-4
  4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии% учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк)» / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.Н.Чиркина.-М., 1989.
  5. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб. ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014.
  6. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки»СПб КАРО, 2006.
  7. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. М. АРКТИ, 2007. -88 с.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи. -СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Опубликовано: 28.03.2019