Экология в экспериментах

Конференция: Современный детский сад

Автор: Осипович Екатерина Михайловна

Организация: МБДОУ ЦРР- детский сад № 19

Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Можга

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Довольно часто у детей отмечается снижение познавательной активности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет экспериментирование.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания.1 В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, необходимо учитывать наличие двух типов поисковой деятельности детей – самостоятельное экспериментирование, где

инициатором выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты. Для самостоятельного экспериментирования в группе оформляется уголок, а для проведения опытов необходима подборка различного оборудования и материалов. «Почему старший дошкольный возраст?» – спросите Вы. Потому что у детей уже накоплен некоторый практический опыт и знания, их «нечаянные» открытия вызывают бурю эмоций, а выводы осознанны.

Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю.2 Овладение детьми знаний о природе о здоровом образе жизни, использование здоровье сберегающих технологий, привело к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.

В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т.д.

При планировании игр – экспериментов с водой следует учитывать принципы научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности. Опыты с водой планируются, для них отведено время в режиме дня. Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

 

«Послушная водичка»3

Цель: продолжать знакомить с объемом тел (предметов), развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.

Воспитатель читает рассказ Л.Я. Толстого «Умная галка». Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Дети, осторожно опустите камешки в банку. Что происходит (вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме. А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)

Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)

Давайте подведем итоги исследования (объем воды может увеличиваться в результате погружения в не другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них. Сделайте зарисовки.

 

Источники:

1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры /авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника)

3 Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с.

4 . Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ О. В. Дыбина. - М., ТЦ Сфера, 2005 –192с.

5. Рыжова Н.В. Игры с водой и песком. /Обруч, №2-1997/                                                                                                                                                                                                                       

Опубликовано: 06.05.2015