Новые формы работы по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием ИКТ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Султанова Алсу Ринатовна

Организация: МБДОУ детский сад №191

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

«Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь, для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя”.

Норберт Винер

(американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики)

 

Современное образование заставляет педагогов по-новому взглянуть на образовательную деятельность в детском саду.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на внесение изменений не только в организацию образовательной деятельности в детском саду, но и рекомендует использовать инновационные технологии, приемы и методы в образовательном процессе. Одной из таких инноваций является информационно-коммуникационные технологии, которые имеют большой диапазон возможностей, в том числе и для совершенствования процесса художественно-эстетического развития дошкольников.

Художественно-эстетическому развитию детей в системе дошкольного образования отводится значительное место. Согласно ФГОС «художественно- эстетическое развитие» включает в себя такие образовательные области, как «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литерату­ры». Подобная интеграция применительно к дошкольному образованию имеет серьезные преимущества, поскольку разделение видов искусства на об­разовательные области затрудняло процесс целостного знакомства дошколь­ников с искусством. В современных условиях круг задач художественно-эстетического развития ребёнка в дошкольном детстве значительно расширя­ется. Эти задачи, связанны с приобщением ребёнка к миру литературы, изо­бразительного искусства, музыки, развития художественной эрудиции и куль­туры дошкольников. Интеграция различных видов искусства в рамках целост­ного подхода к нему позволяет сфокусировать внимание на формировании ценностного отношения как к различным видам искусства, традициям, празд­никам, так и к различным сферам жизнедеятельности (труду, образованию, взаимоотношениям с окружающими людьми, любви, дружбе и т.п.).

Применение мультипликации, яркой, запоминающейся картинки, сюжета, динамичного изображения, музы­кального, звукового фрагмента в ходе занятия позволяет актуализировать вни­мание детей, поддерживать интерес к новой информации в течение всего заня­тия. Способность информационно-коммуникационных технологий дифферен­цировать информацию в виде текста, звука, изображения позволяет педагогу успешнее использовать ее в работе с детьми, имеющими различные типы вос­приятия: аудиалами, визуалами, кинестетиками, дигиталами.

Наиболее результатив­ными видами ИКТ, адаптированными для дошкольного возраста, являются:

1) мультимедийная презентация;

Мультимедийные презентации имеют ряд преиму­ществ по сравнению с другими видами наглядности:

  • информационная ем­кость,
  • компактность,
  • доступность,
  • наглядность,
  • эмоциональная привлекатель­ность,
  • мобильность,
  • многофункциональность и др.

Презентации содейст­вуют развитию интеллектуальных, творческих способностей дошкольников, увеличению объёма усваиваемого материала, формированию информационной культуры.

2) образовательные и развивающие программы;

Образовательные и развивающие программы, предназначенные для детей дошкольного возраста позволяют решать ряд образовательно- воспитательных задач: 1) максимально дифференцируют, индивидуализируют процесс дошкольного обучения, делают его личностно-ориентированным; 2) в адаптированной к дошкольному уровню форме знакомят детей с основам наук музыки, живописи; 3) помогают педагогам организовывать групповые и инди­видуальные занятия с детьми; 4) позволяют строить учебно-воспитательную работу с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможно­стей, интересов, наклонностей дошкольников; 5) активизируют когнитивные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, речь и др.); 6) моде­лируют ситуации, которые невозможно или крайне трудно наблюдать и реализовывать в повседневной жизни (полет в космос, восхождение на высокогор­ные вершины, поездки в далекие страны, посещение театров, музеев мира и пр.); 7) создают дополнительные возможности для работы с детьми, имеющи­ми ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребно­сти и др.

3) интерактивная доска;

Интерактивная доска в работе с дошкольниками ориентирована на реализацию ряда специфичных задач: 1) повышает мотивацию по овладению новыми знаниями; 2) увеличивает эффективность усвоения новых фактов; 3) формирует познавательную самостоятельность и ответственность при получе­нии новых знаний; 4) активизирует интеллектуальные процессы; 5) игровые элементы стимулируют познавательную деятельность воспитанников, делают незаметным процесс усвоения новых знаний.

4) интерактивные столы;

Одной из эффективных ИКТ, используемых в детских садах является интерактивный стол. Он представляет собой сенсорный, «мультитач экран», способный реагировать на несколько прикосновений одновременно. На нем могут заниматься один или несколько человек. Загруженные компьютерные программы, позволяет ему стать на время занятия игровым полем, большой мозаикой, головоломкой, музыкальным инструментом, картой, схемой и даже фотоальбомом. Применение таких столов позволяет максимально адаптиро­вать образовательный процесс к возможностям дошкольного возраста. Орга­низация занятий с их помощью позволяет включать детей в развивающие иг­ры, рисовать, в занимательной форме изучать азы многих наук, просматривать обучающие видеоролики и др. Использование интерактивных столов позволяет проводить занятия в свободной, непринужденной манере, благодаря которой дети успешней осваивают новую информацию, приобща­ются к новым видам деятельности. Работа с сенсорной поверхностью развива­ет мелкую моторику малышей, активизирует ранее не задействованные участ­ки мозга.

5) интерактивная песочница и др.

Интерактивная песочница представляет собой уникальный световой планшет для рисования с помощью песка, оснащенный встроенным компью­тером и мультимедийным проектором. Она позволяет строить различные при­родные ландшафты, окрашенные в различные цвета, соответствующие виду ландшафта, особенностям местности, времени года, имитировать различные природные стихи (моря, пустыни, горы, вулканы и др.) Интерактивная песоч­ница используется в различных сферах деятельности дошкольного образова­ния: 1) на психологических развивающих занятиях, 2) психотерапевтических сеансах, 3) при организации разнообразных видов творческой деятельности (музыкальной, художественной) и др. С ее помощью обеспечивается высокая степень вовлеченности детей в образовательный процесс. Данный вид ИКТ является универсальным оборудованием для индивидуальных и групповых за­нятий дошкольников, направленных на развитие их художественно-творческого потенциала, когнитивных процессов, мелкой моторики и т.п.

ИКТ несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников.

Работа с применением ИКТ позволяет:

• повысить качество образования детей;

• развивать психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

• повысить мотивацию и увеличить работоспособность.

Преимущества использования компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста очевидны.

Во-первых – наглядность: знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; можно широко использовать показ репродукций картин художников; прослушивать музыкальные записи одновременно с показом картин.

Интеграция, синтез искусств – музыки и живописи – носит не только эстетический характер, но и просветительский, обучающий и развивающий.

Во-вторых – практичность: возможность показывать презентации по различным темам. Кроме того, использование мультимедийных презентаций вызывает огромный интерес у воспитанников и желание самому поучаствовать в процессе изготовления поделки, что повышает эффективность проведения занятий изобразительной деятельностью. Дети получают возможность иметь четкое и ясное представление о различных явления, видах, предметах искусства и способах выполнения работ.

И в третьих – доступность: возможность «посещать» крупнейшие музеи мира, как своего города, так и других городов своей страны, других стран мира без материальных и временных затрат.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

При работе с ИКТ возможно возникновение ряда ошибок и проблем, которые необходимо решать:

- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

- Бесплановость, случайность применения ИКТ

- Перегруженность занятия демонстрацией

- Не соблюдение требований СанПиН, что может нанести вред здоровью воспитанников

- При чрезмерном увлечении воспитателя ИКТ и неправильном планировании страдают различные виды детской деятельности и чаще всего двигательная составляющая.

- Отсутствие Интернет-связи или ее малая скорость. Здесь чаще страдают интерактивные экскурсии онлайн.

- И последняя, но основная проблема - недостаточная оснащенность детских садов средствами ИКТ, а именно интерактивными досками и проекторами, а также компьютерами. Как мы знаем, в школах уже в каждом классе есть данная техника, а у нас только в новых детских садах, и то не во всех. В большинстве же садов они есть только в музыкальных или конференц-залах, методических кабинетах.

Задача современного воспитателя идти в ногу со временем, овладевая новыми технологиями и внедряя их в образовательную деятельность с детьми.

Нельзя забывать о том, что воспитатель сегодня должен владеть компьютерной грамотностью и уметь грамотно использовать данные технологии.

Использование ИКТ — необходимое условие для современного образовательного процесса. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия по изобразительной деятельности.

Использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону.

Опубликовано: 07.04.2019