Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Епифанова Ксения Игоревна

Организация: МБДОУ ЦРР- Детский сад № 224

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Использование мультипликационных фильмов в формировании монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.

В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Успешное обучение детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

У детей с ОНР III уровня связная монологическая речь не достаточно сформирована. Исходя из этого, важной задачей работы логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной монологической речи.

«Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей».

Изучив структуру связной монологической речи и показатели ее сформированности, можно рассмотреть, какие из компонентов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут значительно отличаться от детей с нормой.

У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

При формировании связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи важно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Сосредоточение и запоминание на произвольном уровне происходит значительно лучше.

В современной литературе предоставлено множество методик формирования монологической речи. Наиболее известны такие методы формирования как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов, пальчиковый театр.

Кроме того, выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы: совместное рассказывание, образец, план рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, моделирование.

Подробнее рассмотрим такое средство формирования монологической речи как мультипликационные фильмы.

Мультфильм был всегда интересен детям, а в настоящее время, благодаря современным технологиям, его популярность значительно возросла.

Мультипликационные фильмы имеет ряд особенностей: яркость и образность; красочность и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил.

События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Кроме того, мультипликационные фильмы сопровождаются выразительным озвучиванием героев, музыкой, что благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее. Это полезно в обычном детском саду. Но еще более эффективно в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Изучив уровень развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, мы получили количественные и качественные результаты выполнения детьми заданий констатирующего эксперимента и выявили следующие особенности монологической речи:

- нарушение связности и последовательности изложения;

- низкая информативность;

- бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка;

- пропуски смысловых звеньев и ошибки;

- повторы слов, паузы по тексту;

- незаконченность смыслового выражения мысли;

- трудности в языковой реализации замысла;

  • необходимость в стимулирующей помощи.

На основании результатов эксперимента мы разделили детей на две группы, равных по количественному и качественному состоянии: экспериментальную и контрольную.

Работа по формированию связной монологической речи велась в трёх направлениях по степени усложнения типов связной монологической речи: обучение составлению пересказа, обучение составлению рассказа, обучение составлению рассказа-описания. Каждое направление включало в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный

Применялись такие формы работы как демонстрация, когда мультфильм просматривали либо целиком, либо фрагментарно, останавливаясь на необходимых важных моментах, так называемый приём «стоп-кадр», когда в какой-то проблемный, конфликтный по сюжету момент показ мультфильма приостанавливался, и детям предлагалось предвосхитить дальнейшие события. Так же с помощью данного приёма показывались отдельные кадры, подобно серии сюжетных картин, на основе которых ребёнку предлагалось составить рассказ.

Презентации помогали детям усвоить сюжет мультфильма. Детям предлагалось рассмотреть на слайдах кадры из мультфильма и расположить в правильной последовательности.

Авторское комментирование позволяло детям окунуться в мультипликационный мир побыть в роли автора и прокомментировать происходящее на экране беззвучного мультфильма. Перед этим мультфильм обязательно просматривался заранее в оригинальном виде, только потом убирался звук, и проводилась работа над его комментированием.

Важным условием при проведении занятий с использованием мультипликационных фильмов, является соблюдение требований к индивидуально-возрастным особенностям детей 5-7 лет: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном не должна превышать 10 минут, после чего, необходимо сделать гимнастику для глаз.

После занятий с детьми, направленных на формирование монологической речи с помощью мультипликационных фильмов, для определения эффективности проведенной работы, нами был организован контрольный эксперимент.

Исходя из результатов контрольного обследования, можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности монологической речи поднялся до среднего и высокого. Это говорит о том, что проведенная нами работа по формированию монологической речи оказалась эффективной и принесла положительный результат.

Опубликовано: 26.09.2019