Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий
Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Автор: Бабич Юлия Леонидовна
Организация: МАДОУ Детский сад №32 «Росинка»
Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. (слайд 1)
Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.
Одну из таких современных здоровьесберегающих технологий, начала использовать с ноября 2017г. в своей практике. Называется она криотерапия. ( слайд 2)
Криотерапия – одна из нетрадиционных методик здоровьесберегающих технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом. Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. (слайд 3) Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Это оказывает влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
КРИОТЕРАПИЯ – контрастная терапия. Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно.
Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.
Методика проведения криотерапии. (слайд 4)
Криотерапия, как и любые закаливающие мероприятия, проводятся по определенной схеме и имеют свои противопоказания. Чтобы иметь оздоровительный эффект на организм воздействие холода должно быть дозированным и проводиться периодически.
Криотерапию провожу по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца.
Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 10-15 секунд, постепенно прибавляя время воздействия.
Криотерапию провожу в три этапа. (слайд 5)
1. Лёд высыпаю в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки в тазу с тёплой водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводим три раза. Затем насухо вытираем руки.
2. После криоконтраста проводим растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем провожу любую пальчиковую гимнастику.
3. Развитие тактильной чувствительности:
- растираем в руках шишки, шарики для массажа, пробки от пластиковых бутылок. Даю упражнение, например, собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.;
- поглаживаем карточки, обтянутые разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);
- развиваем тактильную чувствительность с помощью щётки с жёстким ворсом.
Необходимо помнить и о противопоказаниях.(слайд 6)
Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом;
– миопатией (наследственное заболевание).
Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.
- при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).
( слайд 7) Криотерапию провожу как во время групповых, так и индивидуальных занятий. Можно проводить и в свободное время, и во время непосредственно образовательной деятельности и не только в детском саду но и дома.
В нашей группе детям особенно нравится приготовление такого разноцветного ассорти. Процесс приготовления льдинок очень занимает ребят, когда они самостоятельно заливают в формы воду и раскрашивают ее, фантазируя о том, что они готовят клубничный, банановый или какой-либо другой десерт или мороженое. Также можно поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
(слайд 8) Дети с огромным удовольствием перебирают, раскрашивают, перекладывают льдинки, строят из них пирамидки, выкладывают интересные фигуры, рисуют. А самое интересное - видят, как льдинка превращается в воду.
Использование игр со льдом позволяет мне закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляют представления о форме и величине. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.
Пространственные представления мы с ребятами закрепляем, играя в игры «Расположи верно», «Ледяной холст». Чтобы закреплять знания по лексическим темам, предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием.
Выполняя постройки из ледяных кубиков, развиваются конструктивные способности, при строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.
Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу: у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой.
Метод криотерапии способствует развитию не только мелкой моторики, но и интеллектуальной сферы детей. Играя в игры со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.
(слайд 9) В результате внедрения этого метода, в нашей группе улучшилось самочувствие детей, снизилось количество пропусков по заболеваемости.
(слайд 10) Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовим в любых имеющихся подручных емкостях. Это может быть кукольная посуда, одноразовые стаканчики, формочки для песка, всевозможные крышки, специальные силиконовые емкости, подставки от шоколадных конфет и многое другое.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики мы побеседовали с родителями детей, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Из практики, могу сказать, что занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, а также у ребят сохраняется интерес до конца занятия. Несмотря на мой небольшой опыт, рекомендую Вам использовать криотерапию в работе, и вы сами сможете убедиться в его безграничных возможностях.