Особенности использования народного фольклора в ДОУ
Конференция: Современный детский сад
Автор: Белоусова Надежда Валитовна
Организация: МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок»
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Бирск
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержательная часть, ценности фольклора могут рассматриваться как уникальные народные средства воспитания.
Фольклор как источник и средство народной педагогики прошел многовековую проверку на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения. В нем учтены главные педагогические принципы: доступность, учет возрастных особенностей, движении в познании мира от легкого к более сложному, основные законы детской логики и восприятия, поэтому его педагогический потенциал неисчерпаем. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Фольклор дает возможность познакомить детей с богатым творческим наследием народов, каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица - изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания. Народные образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора - создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме, народная культура трансформировалась в традиции как условия сохранения и развития и как механизм ее передачи новым поколениям. Возникают трудовые, семейные, празднично-игровые традиции, традиции обучения и воспитания детей. Они, в свою очередь, рождают мифологию, которая легла в основу языческих верований, преданий, легенд, обрядов, обычаев.
Детский фольклор включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, жеребьевки, считалки, игры и т.д. Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране учеными в начале XX века. Как пишет Г.М.Науменко, данным термином обозначали «произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми».
Одним из наиболее важных жанров, вызванных к жизни педагогическими надобностями народа, являются игры. В них эстетические, развивающие, обучающие функции стали универсальными средствами педагогического воздействия на детей в умственной работе, они совершенствуют речь, заставляют двигаться.
Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, сказкой, с загадками, скороговорками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки - обладающие большим жизненным опытом, предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!».
В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели, стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.
Еще один фольклорный жанр, который играет огромную роль в воспитании ребенка - это прозаический (сказки, легенды, мифы, предания, саги, байты, баллады былины и т.д.). Самым популярным и любимым в детской среде являются сказки. В них есть все необходимые, с педагогической точки зрения, компоненты: учет возрастных особенностей, ос-новных законов детской логики и восприятия, захватывающий сюжет. Сказки одни из первых в фольклоре стали объектом изучения таких видных деятелей культуры, ученых, педагогов, как В.П.Аникин, А.Н.Афанасьев, К.Насыри, В.Я.Пронин, Н.Исанбет.
Мир сказки, может показаться, не имеет ничего общего с действительностью: кентавры в мифах Древней Греции - полулюди, полукони; Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга - в русских сказках; конь из эбенового дерева, злые джины и дивы - в сказках народов Востока. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем фантастический вымысел заключает в себя, как говорил М.В Ломоносов, «идею обыкновенную и натуральную», т.е. вымысел существует не сам по себе, а песет определенную идейную нагрузку: материализованные в гиперболических образах добро и зло ведут в сказке постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни - это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы.
Сказки имеют специфический языковый стиль; для них характерны напевность, повторы различных словосочетаний («В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были...», «Рассказывают, о великий и счастливый царь, что был один купец среди купцов...»), что их приближает к стихотворной форме и в некоторых случаях дает возможность перевести сказку на песенный, стихотворный лад.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Сказки разных народов очень схожи между собой, и всё же у каждого - они особенные. Например, у малых народов Севера сказка срослась с другими элементами народной культуры, образуя красивый сказочный обряд. Сказки, игры, праздники составляют единое целое. Так, древние песенные произведения у хантов исполнялись в ритуальной обстановке, как бы в присутствии сверхъестественного существа. Исполняя песню от первого лица, т.е. духа, сказитель уносил слушателей в волшебный мир, где причудливым образом переплетались быль и вымысел. Таким образом, ритуальная песня-сказание перерастала в народный праздник с нравоучениями, заговорами, заклинаниями.
Слушание и чтение народных сказок доставляет нам много счастливых минут, мы не устаём удивляться богатству народной выдумки, заложенной в них мудрости.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал.
Героический эпос по своим форме и замыслу у всех народов очень близок к сказкам, но в отличие от последних в нем действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красно Солнышко.
Главные герои эпоса - богатыри, защитники Отечества, борцы за правду. Это идеал человека, олицетворяющий мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом «добрых молодцев» Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, он храбр и смел, при этом благовоспитан («Вёл поклон по-учёному»). Илья Муромец - защитник, срубив голову Соловью-разбойнику, он говорит:
Тебе полно-тко слезить отцов, матерей,
Тебе полно-тко вдовить жён молодых,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.
Позднее появляется в русском эпосе и эпосе других народов богатырь, несущий славу Родине другими деяниями: торговлей, путешествиями-хождениями, открытием новых земель. Так, новгородский гость - купец Садко - отправился на край света, чтобы найти «город великий, город чудесный», он проехал много стран, где «не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном», и страну, где «о скалы грозные дробятся с рёвом волны». Но лучше, краше, милее родной земли не нашёл....
В башкирском народном творчестве встречаются два вида эпоса: первая группа характерна только для данного этноса - «Урал-батыр», «Акбузат», «Кусяк-бей», «Алдар и Зухра», а вторая группа - общая по сюжету и героям с другими тюркскими народами - «Алпамыша», «Кузыйкурпес и Маянхылу», «Бузегет». По содержанию можно выделить героический и социально-бытовой виды эпоса. Но поскольку эти произведения отражают многостороннюю деятельность главных героев, то необходимо понимать, что такое деление является условным. Кроме того, они выступают и в качестве характеристики общественного положения народа. Главные герои все свои подвиги совершают во имя народа. Среди них есть и реальные исторические лица, которые оставили своими деяниями заметный след в истории края, в судьбе народа, его образе мышления, психологическом складе, верованиях.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: она выражает чувства в чистом виде, движения души непритворные. Еще одно важное достоинство народной песни -ее всеобщность.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, человеческие добродетели, высмеиваются пороки. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе детскому, к условиям жизни семьи, общины, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями: эстетическим воздействием музыки и слов, нравственным содержанием, воспитывающим коллективизм, душевную чуткость.
В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.
В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обогащается ум.
Много песен создано и создается народом: пестушки и потешки для младшего возраста; колыбельные песни; заклички - детские песенные обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным; прибаутки и небылицы. И у каждого народа даже в самой простенькой, например, колыбельной песенке раскрываются его характер, быт и обычаи.
Молодежь пела хороводные, гадальные песни, частушки. Особое место в фольклоре занимали и занимают обрядовые песни, например свадебные, величания и причитания.
Большую группу народных песен составляют лирические, шуточные, трудовые и плясовые.
Афоризмы, пословицы, поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Уже законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. - Месопотамия) и еще более древние законы Урунимгина (2318-2312 гг. до н.э.) провозглашали лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот», а ведь это не что иное, как пословица-назидание.
В пословицах и поговорках отражаются быт, обычаи народа и даже климатические условия, в которых он живет.
Пословицы и поговорки очень часто перекликаются со сказками, в которых их произносят сами герои.
Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям и т.д. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.
Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Выдающиеся русские и советские педагоги К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, A.M. Леушина неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания культуры речи детей и культурно-гигиенических навыков. Так, К.Д.Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, помогают развить в детях чутье к звуковым красотам русского языка.
Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина также считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.
Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живописности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений
Разумеется, в воспитательной работе необходимо использовать только те пословицы и поговорки, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность Загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь - девицей с косой.
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передаем народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.). Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, культурно-гигиенические навыки (потешки, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков даны в приложении).
Чтение потешек на занятии (до или после) сочетается с разговорной речью, обращениями. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания. Потешка помогает ребенку «открыть» себя (вот он, оказывается, кто: Боренька!) делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребенок для взрослого - высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира.
Рассказыванию народных сказок отводится 2 -3 занятия в квартал, чтению -1-2 занятия в месяц. Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой требуют от педагога тщательной подготовки к ним. Предварительное знакомство педагога со сказкой (рассказом) предполагает всесторонний ее анализ. Условно можно выделить два направления анализа:
1. Содержательно-методический. Педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы малыш понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах, чтобы он от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками;
2. Языковой. Этот вид анализа «предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых детьми обогатит их речь образцами языка художественной литературы, будет способствовать тому, чтобы они (образцы) стали достоянием собственной речи ребенка.
Работа воспитателя с детьми, обеспечивающая полноценное восприятие и запоминание ребенком литературного произведения, предполагает несколько этапов: подготовка к занятию, начало занятия, основная часть - чтение произведения (рассказывание сказки), заключительная занятия. Зачины, повторы, песенки - непременные элементы большинства народных сказок - тоже целесообразно запомнить с детьми заранее. Тогда и сказка воспринимается ими более живо, как нечто уже знакомое.
Таким образом, мы видим, что фольклорные произведения имеют большое значение, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.