Использование современной технологии «Квест-игра» при организации массовых интерактивных мероприятий в детском саду

Конференция: Современный детский сад

Автор: Мамылина Надежда Михайловна

Организация: МБДОУ д/с №1 «Ручеек»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Анапа

Массовое интерактивное мероприятие – это событие, являющееся началом, частью или результатом реализации какой-то программы, имеющее определенную направленность: образовательную, досуговую, творческо-деятельностную и объединяющее всех участников образовательного процесса в активном взаимодействии между собой в режиме реального времени.

Суть интерактивного мероприятия состоит в том, что все дети, педагоги и родители оказываются вовлеченными в процесс активного межличностного взаимодействия с использованием деятельностного подхода в организации события по определенной тематике.

Условия эффективности организации массового интерактивного мероприятия:

  • Использование мотивационных ситуаций для активного участия всех участников образовательного процесса в совместной деятельности в течение всего мероприятия;
  • Объединение в сценарии мероприятия теоретической информации и практической деятельности по определенной тематике;
  • Создание условий для выявления многообразия точек зрения участников;
  • Содействие взаимообогащению практического опыта участников;
  • Обращение к личному опыту участников;
  • Поощрение творческим проявлениям участников.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия и регламент взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка. С целью выработки единых ориентиров и подходов к достижению целевых ориентиров, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте, интерактивные мероприятия могут организовываться в различных формах: клубный час, социальная акция, квест-игра и т.д.

Направление «Безопасность» в нашем учреждении реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, прогулок и других режимных моментов, но и в специально организованных массовых мероприятиях для всех детей старших и подготовительных групп, с привлечением к активному участию также и родителей.

Многие педагоги, как и я, замечали, что познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность, организованная одним воспитателем в своей группе интересна, к сожалению, не всем детям. Задумываясь, как изменить эту ситуацию, сделать полезную для сохранения жизни и здоровья ребят тему еще и увлекательной, мне пришла в голову идея об организации масштабных квест-игр с включением разных видов деятельности по данной тематике.

Квест-игра – это современная технология для организации образовательной деятельности с разделением участников на команды, которые, активно передвигаясь по станциям в определенной последовательности и выполняя определенные задания на каждой из них, получаютотдельные элементы будущего символа за успешное выполнение каждого задания. Время проведения, количество станций и уровень сложности заданий на них определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, участвующих в квест-игре.

Попробовав провести квест-игру «Правила безопасности» для одной группы, мы с коллегами увидели, с каким интересом наблюдают за передвижениями участников по всей территории детского сада ребята из других групп. Был проведен соц. опрос, в ходе которого выявилась высокая степень заинтересованности ребят старшего дошкольного возраста и их родителей в участии в данном мероприятии. Тогда было принято решение доработать имеющийся сценарий с целью включения в число участников воспитанников сразу шести групп, их родителей и воспитателей. А ведущими на станциях стали старшие воспитатели, специалисты учреждения и члены Родительского совета.

Участники квест-игры «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» получили видеописьмо, в котором Королева сказок просила помочь тем сказочным героям, которые не соблюдают правила безопасности, и могут всерьез пострадать. Дети и родители активно откликнулись. На станциях их встречали ролевые персонажи «Ниф-ниф», «Буратино», «Колобок», «Семеро козлят», «Кошка из сказки «кошкин дом».

Участники передвигались по картам по следующим станциям:

  • «Раздели предметы на опасные и безопасные». Каждый участник должен был выбрать по 2-3 готовых картинки и прикрепить их к мольберту с веселым или грустным смайликом. Затем была организована взаимопроверка правильности выполнения задания;
  • «Подбери номера телефонов для вызова спецтранспорта». Ведущий показывал картинку определенного спецтранспорта, а участники выбирали карточки с номерами вызова именно этой службы из всех предложенных;
  • «Угадай сказку по поступку героя». Ведущий рассказывал о неправильном поступке, а участники необходимо было не только отгадать сказку, в которой герой поступил также, но и объяснить, чем опасно такое поведение;
  • «Родной, знакомый или чужой». Участники стоят в кругу, а ведущий - в центре. Бросая мяч, ведущий называет профессию человека или степень его родства, а ребенку надо назвать, родственник это будет ему, знакомый или чужой человек.
  • «Соревнования пожарных». Участники делятся на 2 команды, а внутри каждой – на пары. Поочередно каждая пара одевает на себя «пожарную машину», сделанную из картонной коробки, и огибая конусы, передвигается по площадке, передавая атрибут следующим игрокам своей команды.

Заработанные на каждой станции части ключа за успешное выполнение заданий, помогли после его сборки каждой команде открыть сундук своего цвета, в котором их ждали сокровища – настольные игры по безопасности.

Успешный опыт использования «Квест-игры» для длительной мотивации ребят к участию в массовом интерактивном мероприятии по направлению «Безопасность» способствовал разработке следующего массового мероприятия по безопасности дорожного движения.

В квест-игре «Путешествие в Светофорию» ребятам необходимо было починить сломанный светофор, а для этого добыть инструменты и запасные части, выполняя задания на каждой станции. Ведущими на станциях также стали ролевые персонажи: Дядя Степа милиционер, Шапокляк, Светофор и Незнайка.

На станции с Незнайкой участники в ходе сюжетно-ролевой игры «Поездка в автобусе» обучали его на практике правилам поведения и безопасности в общественном транспорте. На станции со Светофором были организованы спортивные соревнования в ловкости, скорости и внимании «Авторалли». Дядя Степа предложил участникам пройти в качестве пешеходов или водителей по сложному перекрестку со сломанным светофором, ориентируясь на сигналы постового. Шапокляк в ходе дидактической игры ребята научили понимать значение разных дорожных знаков. Объединив все призы, команды совместно отремонтировали светофор.

Во время рефлексии после этих массовых мероприятий все участники однозначно высказались, что такая форма проведения образовательной деятельности по направлению «Безопасность» для них увлекательна, нова, интересна и познавательна. А небольшие сложности, если они возникали у отдельных участников, помог преодолеть командный дух, присущий всем квест-играм.

Опубликовано: 16.08.2020