Использование импульсно-нажимного письма в процессе формирования графомоторных навыков у детей страршго дошкольного возраста с ОНР

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Буторина Юлия Васильевна

Организация: МКДОУ №254

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Графо-моторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графических движений, слабая развитость мелкой моторики.

Целевые ориентиры дошкольного образования предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Стандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

В условиях введения ФГОС ДО все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова считает, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Исследования Л.В. Лопатиной свидетельствуют о трудностях в выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Ведущим механизмом такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, является неполноценность артикуляционного и пальцевого праксиса. Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние на весь процесс графических движений. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно- моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков.

Моторные навыки (действия), требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать у детей дошкольного возраста развиваются достаточно сложно. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка определенные трудности.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Определенные клетки коры головного мозга, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, работа других смежных клеток тормозится. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку, о чем говорит А.В. Антонова.

В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.).

Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и навыков.

Изучив и переработав различную специальную методическую литературу и периодические издания, я познакомилась со здоровьесберегающей технологией профессора В.Ф. Базарного импульсно-нажимного письма.

Импульсно-нажимное письмо – это письмо перьевой ручкой. В процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой или простым карандашом, т. е. при безотрывном письме,
усилию придан режим пролонгированной мышечно-тонической напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.

Перьевая ручка не требует нажима при письме – это ключевое отличие перьевых ручек от их шариковых собратьев. Плавная подача чернил в пишущем узле перьевой ручки позволяет писать детям более осознанно и концентрированно - они меньше устают.

Немаловажна и эстетическая составляющая письма пером – такой пишущий инструмент «дисциплинирует» руку и позволяет сформировать красивый почерк. Удовольствие от процесса и от результата – сильные мотивирующие факторы. «Энергосберегающее» письмо пером лучше развивает моторные навыки ребенка.

Письмо, во время формирования графических навыков – это дело не только пальцев и руки. В процесс вовлекается все тело человека. Например, немаловажны положение пальцев на ручке и сама поза во время письма. Если они неправильные, возникает мышечное напряжение, которое ведет к напряжению умственному, быстрому утомлению. Когда это повторяется изо дня в день - неправильное положение пальцев на ручке и неправильная поза при письме: согнутая спина, низко наклоненная к тетради голова – все это может привести к искривлению позвоночника, ухудшению зрения.

У детей же, овладевших навыками перьевого письма, сопровождаемого ритмом усилий и расслаблений, напряженно-тонический динамический стереотип выражается значительно в меньшей степени. Не случайно и то, что в процессе письма шариковой ручкой у детей более быстро нарастали признаки утомления

Ритмическое нажимно-отрывное письмо перьевой ручкой оказывает меньшее повреждающее воздействие на развитие функциональных
систем организма со стороны параметров остроты зрения, уровня функциональных возможностей ЦНС, сердечнососудистой системы, состоянию осанки и т. д

На современном этапе подготовки ребенка – дошкольника к обучению ведутся разработки учебных пособий, методических рекомендаций, рабочих тетрадей и прописей. Но, несмотря на это, возникает необходимость адаптации изданий, так как практика недостаточно ориентирована: не учитывается категория детей с речевым нарушением, не просматривается сложность заданий, систематизация и их последовательность. Только поэтапная, целенаправленная работа по формированию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи поможет развить и сформировать графические навыки письма.

Вывод: Только поэтапная, целенаправленная работа по формированию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи поможет развить и сформировать графические навыки письма.

Опубликовано: 18.11.2020