Развитие познавательного интереса с объектами неживой природы в разных видах деятельности

Конференция: Современный детский сад

Автор: Басова Зоя Михайловна, Мельникова Елена Николаевна, Литвинова Татьяна Даниловна.

Организация: МБДОУ №32 «Дружные ребята»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Экспериментальная деятельность позволяет интегрировать различные виды детской деятельности Наблюдение является одним из методов экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. При наблюдениях опираюсь на любознательность детей. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Собирая осенью опавшие листья, обращали внимание на то, как падают листья в ветряную погоду и в безветряную. Сделали вывод: сила ветра бывает разной, которая способна передвигать предметы быстро, медленно. Игра тесно связана с детским экспериментированием, играя можно узнать много нового, например: играя с машинами, железной дорогой дети узнают виды движения: прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности. Привести в движение машинку, находящуюся в покое, путем применения силы: толкать, тянуть, сделать поверхность наклонной. Вывод: тела движутся потому, что какая – то сила толкает или тянет их. В подвижных играх в беге на скорость по различной траектории движения, дети делают вывод: побеждает тот, кто бегает по прямой линии, потому что она короче, чем кривая. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то

же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны, развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Например, при рисовании сюжетной картины дети изображают небо, используя несколько оттенков краски, разной формы облаков. На прогулке зимой из снега лепим различные фигуры, при этом изучаем свойство снега, на занятии рисуем на тему «Как мы играли на прогулке». Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, ( С. Михалкова «Три поросёнка», Э. Прати «Звезды и планеты» и т.д.) с музыкальным и физическим воспитанием. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности использую эксперименты и опыты с объектами неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используют в детском саду, являются опыты. Их проводим с детьми, как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой,

магнитом, тканью, бумагой. Например, ставим проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" можно провести опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд". В процессе экспериментальной деятельности по теме «Упрямый воздух» дети узнают, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы и другое. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Опубликовано: 18.05.2015