Опыт положительной практики по реализации регионального компонента по средствам организации долгосрочного образовательного проекта «Наследие Севера в детских руках»

Конференция: Современный детский сад

Автор: Фролова Екатерина Евгеньевна

Организация: МБДОУ д/с №24 «Родничок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому приобщение детей к национальной культуре коренных малочисленных народов Севера является актуальной для педагогов дошкольных и школьных учреждений Крайнего Севера.

Реализацию регионального компонента в дошкольном учреждении считаю перспективным, имеющим большой педагогический потенциал, направлением. Наш край уникален и неповторим в области климатических условий, разнообразии растительного и животного мира, а также имеет богатое культурное наследие, и я, как педагог, хочу поделиться этой любовью со своими воспитанниками.

Изучая возможности реализации регионального компонента, столкнулась с тем, что у участников образовательного процесса есть интерес к данной теме, но отсутствует система в планировании и «отобранность» адаптированного для понимания дошкольников материала (дидактического, игрового). Так я пришла к выводу о необходимости создания программы, целью которой является формирование представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях Таймыра с активным вовлечением детей в различные виды деятельности, привлечением к сотрудничеству родителей, взаимодействием с социумом. Программа называется «Наследие Севера в детских руках».

Программа разработана на основе многоаспектного подхода и базируется на личностно-ориентированной модели педагогического процесса. Она органически вписывается в образовательную программу МБДОУ и реализуется с учетом возрастных особенностей детей, охватывает широкий круг деятельности дошкольников, что позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе. Одной из особенностей данной программы является возможность получения информации не только через демонстрацию изображений, фото материалов или рассказов педагога, но и через «прямой контакт» с музейными экспонатами, с предметами промыслов и быта коренных народов Севера.

На организованных мероприятиях с большим интересом малыши познакомились с климатическими особенностями, многообразием растительного и животного мира Крайнего Севера на материалах из документальных видеофильмов о флоре и фауне Крайнего Севера. Для детей были подготовлены тематические выставки, создан экологический альбом «Загадки медвежонка Умки», книжки-малютки «Кто на Севере живет?», познавательные занятия и экскурсии в мини-музей «Сияние Севера»; квест-игры с ориентацией на карте местности; игровые программы с использованием подвижных игр коренных народов севера; выставки творческих работ.

Результатом работы стала разработка цикла познавательных занятий «Культура и быт коренных народов Севера» с углубленным изучением промыслов коренных малочисленных народов, цикл тематических занятий «Поэзия Таймыра» в котором нашли отражение богатство и разнообразие устного литературного творчества северных народов (сказки, легенды, пословицы, поговорки, сказания). Цикл тематических занятиях «Краски Таймыра» способствовал приобщению детей к творчеству художников, проживающих и создающих свои работы на Таймыре.

Особый интерес у детей вызвал алфавит долган, который удивил дошколят своим звучанием и написанием. Одновременно ребята с удовольствием разучивали слова приветствия, песни и стихи на нганасанском и долганском языках.

Считаю, что достичь высоких результатов в реализации программы не удалось бы, если бы не оптимизация детско-родительских отношений и включение родителей в процесс реализации программы.

Начиная работу по созданию для детей и родителей единого образовательного пространства, провела опрос родителей и пришла к выводу, что знания их выборочны, эпизодичны, но они заинтересованы. Определяя формы работы, остановила свой выбор на Родительском клубе, который, на мой взгляд, обладает большим потенциалом для включения родителей в познавательный процесс. Использование такой педагогической технологии, как квест-игра, позволило каждому родителю, находясь с ребенком в одном образовательном пространстве, стать партнёром педагога. Родители самостоятельно разрабатывали маршрутный лист, содержание которого в увлекательной для детей форме знакомит с достопримечательностями родного города, побуждает заинтересованность в прогулках к историческим местам города к изучению историко - культурного наследия. В практике работы были отобраны самые действенные и эффективные, на мой взгляд, формы работы: тренинги, мастер- классы, «Дни открытых дверей»; совместные досуги и праздники «Папа, мама, я —самая Северная семья», «Весна в родном краю», «Мы живем в Норильске», «Вороний день», «Хэйро» (праздник солнца по окончании полярной ночи), «Борьба за тынь зян» (национальная игра); презентация проектов: «Таймыр — край чудес» (история города), «Таймыр заповедный», «Праздники Долган» , «Поверья Нганасан», «Чудеса и сказки ненцев»; акции «Береги тундру-дом родной», «Весенняя неделя добра», «Сбережем цветы-Жарки»; творческая мастерская по созданию костюмов малочисленных коренных народов Севера; создание атрибутов для обогащения среды мини-музея в детском саду; де-филе в костюмах «Северная красавица».

Живой отклик среди родителей нашла такая форма организации познавательных мероприятий как «Поход выходного дня». Организация деятельности в выходные дни потребовала привлечения дополнительных ресурсов. Так возникли прочные симбиотические связи между дошкольным учреждением и МБУ Музейно-выставочный комплекс «Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района». В музее дети не только увидели, но и потрогали и манипулировали настоящими предметами быта малочисленных коренных народов Севера, смогли примерить настоящую парку Нганасан, познакомились с чучелами различных обитателей Таймыра. С работниками МБУ Музейно-выставочный комплекс «Норильская художественная галерея» реализован цикл познавательно-игровых интерактивных мероприятий, разработанных для ознакомления с бытом коренных народов Севера; сотрудники Центральной библиотечной системы «Детская библиотека им. Саши Петряева» провели игровые программы для детей, познакомили их с художественным творчеством Огдо Аксеновой- легенды Таймыра, а также со сказками и сказаниями коренных народов Севера. Полученные яркие впечатления, ребята отразили на выставках художественного творчества: «Сказки Полярной Совы», «На рыбном промысле»; «Мой-Таймыр», «Орнамент нашего края» и др.

Совместно с сотрудниками и детьми детского сада № 46 «Надежда» организован совместный праздник «Николя яля», приуроченный к началу ледохода. Детский сад № 46 расположен не далеко от нашего детского сада, в шаговой доступности, поэтому дети имели возможность посетить наш мини музей.

Сегодня реализация программы пополняется новыми формами работы: ребята стали участниками всероссийского движения Поскроссинг – обмен открытками. Мы ведем переписку только с образовательными учреждениями. Главная ценность этой переписки в том, что она в интересной и необычной форме знакомит детей других городов с особенностями растительного и животного мира Таймыра, культурным наследием его коренных народов и дает возможность моим воспитанникам оценить красоту и уникальность других регионов нашей страны. Так же в перспективе работа с детьми в анимационной студии, создание мультфильмов, которые будут способствовать закреплению полученных знаний, популяризовать наш совместный опыт.

Организованное таким образом сотрудничество, позволило мне включить наибольшее количество участников в образовательный процесс, расшить горизонты доступной информации, а значит, все участники получили больше возможностей обогатить свои представления о наследии малочисленных народов исконно проживающих на Севере. Знакомство с родным краем несет в себе большой потенциал развития ребенка в любой области, а деятельность, организованная в этом ключе является наиболее интересной и занимательной для детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 25.04.2021