Укрепление здоровья детей в ДОУ
Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Автор: Бызова Оксана Владимировна
Организация: МБДОУ 1 «Золотой петушок»
Населенный пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Воспитаниездоровогоребенка-однаизглавнейшихзадачсемьиидошкольногоучреждения.Здоровье—этонетолькоотсутствиеболезнейилифизическихдефектов,ноиполноефизическое,психическоеисоциальноеблагополучие.Оноявляетсяважнейшимпоказателем,отражающимбиологическиехарактеристикиребенка,условиявоспитания,образованиядетей,ихжизнивсемье,качествоокружающейсреды,степеньразвитиямедицинскойпомощи,службохраныматеринстваидетства,вконечномсчете—отношениегосударствакпроблемамздоровья.Вдошкольномобразовательномучреждениипервостепеннойзадачейявляетсяохранаиукреплениездоровьядетей.Работапедагоговнацеленанаподдержаниеуребёнкабодрого,жизнерадостногонастроения,профилактикунегативныхэмоцийинервныхсрывов;совершенствованиевсехфункцийорганизма,полноценноефизическоеразвитие,воспитаниеинтересакразличнымдоступнымвидамдвигательнойдеятельности,формированиеосновфизическойкультуры,потребностивежедневныхфизическихупражнениях,воспитаниеположительныхнравственно–волевыхкачеств.Физическоевоспитаниевдошкольномобразовательномучрежденииосуществляетсякакнаспециальныхфизкультурныхзанятиях,такивигровойдеятельностиивповседневнойжизнидетей,вразнообразныхформахорганизациидвигательнойдеятельности.Вдетскомсадусоздаютсяблагоприятныесанитарно-гигиеническиеусловия,соблюдаетсярежимдня,обеспечиваетсязаботливыйуходзакаждымребёнкомнаосновеличностно–ориентированногоподхода;организуетсяполноценноепитание,ежедневноепребываниенасвежемвоздухе;систематическивовсевременагодапроводятсязакаливающиемероприятия,утренняягимнастика,приналичии
соответствующихусловийорганизуетсяобучениедетейплаванию.Вовсехвозрастныхгруппахбольшоевниманиеуделяетсявыработкеудетейправильнойосанки.Неостаётсябезвниманиярасширениеиндивидуальногодвигательногоопытаребёнка,последовательноеобучениедвижениямидвигательнымдействиям:правильной,ритмичной,лёгкойходьбе,бегу,умениюпрыгатьсместаисразбега,разнымвидамметания,лазанья,движенийсмячами.Детиобучаютсячётко,ритмично,вопределённомтемпевыполнятьразличныефизическиеупражненияпопоказуинаосновесловесногоописания,разученныедвижениявыполняютсяподмузыку.Воспитателивоздаютвдошкольномучрежденииобстановку,способствующуюформированиюнавыковличнойгигиены.Детейучатосознаватьценностьздоровогообразажизни,бережноотноситьсяксвоемуздоровью,знакомятсэлементарнымиправиламибезопасногоповедения.Систематическипроводятсяподруководствоммедицинскогоработникаразличныевидызакаливающихпроцедурсучётоминдивидуальныхособенностейдетей.Ежедневнопроводитсяутренняягимнастикавпроветренномпомещении.Вовремяорганизованнойобразовательнойдеятельности,требующейбольшойумственнойнагрузки,ивпромежуткахмеждунимипроводятсяфизкультминуткипродолжительностью1-3минуты.Вдошкольномучрежденииведущаядеятельность–игровая.Вцеляхпрофилактикипереутомлениявдошкольномобразовательномучреждениитрадиционныезанятиязамененыкомплексными,которыепроводятсявигровойформе.Педагогиобеспечиваютдостаточную,соответствующуювозрастнымособенностямдвигательнуюактивностьдетейвтечениевсегодня,используяподвижные,спортивные,народныеигрыифизическиеупражнения.Каждыймесяцпроводятсяфизкультурныедосугиипраздники.Насовременномэтапезадачанашегообщества–воспитаниездоровых,гармоничноразвитыхлюдей,обладающихвысокойумственнойифизическойработоспособностью.Дляуспешногорешенияэтойзадачиважно,какговорится,«беречьздоровьесмолоду».Азначит,необходимоукреплятьздоровьеребёнкаспервыхднейегожизни.Эффективнымсредствомукрепленияздоровья,снижениязаболеваемостииповышенияуровняработоспособностидетейявляетсязакаливаниеорганизма.Солнце,воздухивода–факторы,присистематическомвоздействиикоторыхповышаетсяустойчивостьорганизмакменяющимсяпогоднымусловиям.Закаливание–этонетолькообтираниеилиобливание,ноиповседневныеобычныепроцедуры,нетребующиеспециальнойорганизации,дополнительноговремени:нахождениевпомещенииинавоздухевсоответствующейодежде,умываниепрохладнойводой,сонприоткрытойфорточке,окне,активныезанятияфизкультурой.
Воздухдействуеткаккомплексныйраздражитель,усиливаяпроцессыобменавеществ,увеличиваяколичествогемоглобинаиэритроцитов,укрепляянервнуюсистему.Благоприятноееговоздействиепроявляетсяивнастроенииребёнка–онстановитсябодрым,жизнерадостным.Использоватьсвежийвоздухвцеляхзакаливаниянеобходимопостоянно,влюбоевремягода.Особенноблаготворновлияетхолодныйзимнийвоздухвсочетаниисактивнымифизическимиупражнениямиииграми.Дляправильногоразвитияребёнкаважно,чтобыоннаходилсянавоздухезимой4-5часов,алетомпочтивесьдень.Организуяпрогулкидетейнавоздухе,взрослыедолжнысоздаватьусловиядляихактивнойдеятельности.Хорошеесредствоукрепленияздоровья–закаливаниеводой.Детилюбятигратьснею;такиезанятияулучшаютнастроение,вызываютуребёнкарадостныеэмоции.Этонадоиспользоватьдляоздоровленияорганизма.Начинатьводныепроцедурылучшевтёплоевремягода.Умыватьребятпрохладнойводой.Вначалемытьрукидолоктей,затемшею,лицо.Однимизэффективныхспособовзакаливанияявляетсяконтрастноеобливаниеног:сначалахолоднойводой–24-25градусов,затемтёплой–36градусовивновьхолодной.Наиболеесильнымоздоравливающимизакаливающимсредствомявляетсякупаниевводоёме.Дляздоровогоребёнкаонодопустимоввозрастеот2летпритемпературевоздуха25–28градусовиводынеменее22градусов.Надопомнить,чтозакаливающийэффектприменяемыхвоздействийзависитотсистематичности,непрерывностииспользования,постепеннонарастающейинтенсивностипроцедур,учётаиндивидуальнойчувствительностиребёнка.Еслимерыпоукреплениюздоровьяребёнка,проводимыевдетскомсаду,дополняютсяежедневнымиупражнениямииподвижнымииграмивсемейныхусловиях,унегоразвиваютсяиндивидуальныесклонностииинтересы.Детиособенновосприимчивыкубеждениям,положительномуповедениюотца,матери,укладужизнисемьи.Поэтомувоспитателюнеобходимосовершенствоватьметодыпедагогическойпропагандысредиродителей,вовлекатьихвактивныйпедагогическийпроцесс,чтобыполученныеимизнаниявоплощалисьвконкретнойработеповоспитаниюдетей.Большоезначениевпроцессевыработкихорошейосанкиимеютстрогособлюдаемыйрежимдня,размермебели,позадетейвовремяорганизованнойобразовательнойдеятельности,трудаидругихвидовсамостоятельнойдеятельности.Утренняягимнастикаявляетсяоднимизважнейшихкомпонентовдвигательногорежимадетей.Онанаправленанаоздоровление,укрепление,повышениефункциональногоуровнясистеморганизма,развитиефизическихкачествиспособностейдетей,закреплениедвигательныхнавыков.Необходимостьприступитьпослепробужденияквыполнениюупражненийутреннейгимнастикивоспитываетволевыекачестваребёнка:волю,настойчивость,дисциплинированность,упорство,самостоятельность.
Утренняягимнастикаценнаещёитем,чтоудетейвырабатываетсяпривычкакаждыйденьпоутрамвыполнятьразличныеупражнения.Современемэтаполезнаяпривычкапереходитвпотребностьисохраняетсяучеловеканавсюжизнь.Послеинтенсивныхдвигательныхнагрузокнеобходимыдыхательныеупражнениядлявосстановлениядыхания.Удетейдошкольноговозрастадыхательныемышцыслабые,поэтомудыхательныеупражненияоченьполезны.Ониспособствуютполноценномуфизическомуразвитию,являютсяпрофилактикойзаболеванийдыхательнойсистемы.Раннеедетство–периодинтенсивногофизическогоипсихическогоразвития.Именновэтомвозрастеумственноеинравственноеразвитиеребёнкаособеннозависитотегофизическогосостоянияинастроения.Дошкольноевоспитаниеиграетзначительнуюрольвсозданииусловийдлягармоничногоразвитиячеловека,котороеневозможнобезфизическоговоспитания.Cэтойцелью,чтобызанятияфизическойкультуройбылиинтересныдетям,увлекательны,педагогиразрабатываютразнообразныеэлементызанимательногохарактера,направленныенаактивизациюдвигательнойактивностидетей,развитиеловкостиикоординации.Великаяценностькаждогочеловека–здоровье.Выраститьребёнкасильным,крепким,здоровым–этожеланиеродителейиоднаизведущихзадач,стоящихпереддошкольнымучреждением.Совместнаядеятельностьпедагогов–детей–родителейпозволяет:повыситьэффективностьработыпооздоровлениюдетей;получитьнеобходимыезнанияофизическомразвитииребёнка;сформироватьпотребностьвздоровомобразежизнивсвоейсемье;снизить«дефицит»положительныхэмоцийудетей,создатьатмосферупраздникаприсовместнойспортивнойдеятельности;увидеть,узнатьработудетскогосадапофизическомуразвитиюдетей;обеспечитьпреемственностьметодовиприёмоввоспитаниядетейвсемьеивдетскомсаду.Многолетнийопытподобнойработыпоказывает,чторезультатзанятийфизическойкультуройиспортомбываетвысокимтогда,когдавозникаетвзаимодействиемеждусемьёйидетскимсадом.Совместнаяработаспособствуетукреплениюисохранениюздоровьяребёнка,развитиюегосилыивыносливости,физическихспособностей,повышению
сопротивляемостиегоорганизмаболезням.Необходимоcраннеговозрастаобучатьдетей:безопасностивдомашнихусловиях;умениюижеланиюбытьопрятным,аккуратным;знакомитьсправиламиобщениясживотными;формироватьнавыкиповедениянадороге;воспитыватьосторожностьвобщении;закреплятьправилаповедениянаводе,нальду;развиватьэстетическийвкус.Толькопрофессиональнаякомпетентностьпедагоговдошкольногообразовательногоучреждения,любовьксвоейпрофессиии,конечноже,кдетям,способствуютсохранениюиукреплениюздоровьядетей.Дети–будущеенашегообщества.И,следовательно,отнасзависитихблагополучие