Формирование готовности руки к письму у детей старшего дошкольного возраста посредством сенсорномоторного развития
Конференция: Современный детский сад
Автор: Петрова Анна Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад с. Октябрьское
Населенный пункт: Томская область, с. Октябрьское
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать с пальчика!
Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель педагогов: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
В процессе воспитательно-образовательной деятельности педагогам необходимо создавать условия для решения таких задач, как:
- Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
- Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
- Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
- Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
Очень важно в совместную деятельность с детьми включать игры и упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей, самомассаж рук;
Для этого в структуру каждого занятия нужно включать следующие методы и приёмы:
- Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга.
- Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости.
- Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: сортировка семян, выкладывание из них узоров, лепка из пластилина, мозаичная аппликация из бумаги, ручной труд, игры с палочками, бусинами, шнуровка, работа с бумагой, пазлами, мозаикой и т. д.
- «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет работа в прописях (графические упражнения), штриховка.
- Подвижные игры и физминутки способствуют совершенствованию двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, развивают глазомер.
Важно учитывать ведущую игровую деятельность дошкольников. Все задания, упражнения должны быть представлены в виде игр, как в специально организованной деятельности, так и в режимных моментах. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Большую роль в этом направлении играет сотрудничество педагога с семьей. Беседы; консультации об особенностях психофизиологического развития детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления; рекомендации по подготовке руки к письму; показ рабочих тетрадей, прописей; открытые занятия для родителей - всё это предполагает к концу дошкольного периода совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- крупных движений и умения владеть своим телом;
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что чем раньше начнётся история письма, тем легче будет ребёнку, когда он возьмёт в руки карандаш и начнёт писать буквы.
Использованная литература:
1. С.Е.Гаврина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».
2. Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,1980г.
3. Е.Плутаева «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет». // Дошкольное воспитание. – 2005. №3-6.