Использование ТРИЗ-технологий в игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста
Конференция: Современный детский сад
Автор: Казанова Ирина Геннадьевна
Организация: ГАОУ «Школа Иннополис»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Иннополис
На третьем году жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.
Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.
Работая с детьми 3-4 лет, нами систематизирован материал, который позволит педагогам решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ технологии.
Рассмотрим некоторые из них.
Метод «Мозговой штурм».
Предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций, создавая при этом условия для развития мыслительной деятельности.
Во второй младшей группе используется упрощенный вариант «Мозгового штурма». При создании проблемной ситуации мы спрашиваем у детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?», «Чем мы можем помочь герою или сказочному персонажу». Затем выслушиваем ответы, подводим итог, уточняя обсуждаемую ситуацию, а потом смотрим, кто же стучится или достаем из мешочка игрушку, смотрим, кто в домике живет, либо подводим детей к тому, чем мы можем помочь и как решить проблему.
Данный метод может применяться при проведении НОД, в ходе игровых обучающих ситуаций по любой образовательной области программы, в ходе режимных моментов, при организации прогулок.
Круги Луллия.
Идеи Раймонда Луллия используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.
Во второй младшей группе используются 2 круга разного диаметра, состоящие из 4 или 6 секторов. Диаметр демонстрационных кругов может быть 70 и 50 см, а для подгрупповой и индивидуальной работы круги 40 и 30 см.
Использование данного метода в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности:
- уточнять знания детей в различных предметах и объектах животного и растительного мира,
- развивать вариативность воображаемых образов,
- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; развивать словообразование, а также решать воспитательные задачи.
С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.
Игра «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)
Ход игры.
1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:
малый круг – картинки с изображением взрослых животных;
большой круг – картинки с изображением детёнышей.
3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.
4.Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.
Также можно проводить и другие виды игр:
«Предмет и его части» (Объект- часть)
Большой круг: кукла, машина, чашка, заяц, кастрюля, птица, ствол.
Маленький круг: платье, колесо, ручка, уши, крыша, крыло, дерево (Образец)
«Кто, где живет?» (Объект-место)
Большой круг: муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево.
Маленький круг: муравей, медведь, морковь, ребенок, яблоня.
«Что из чего сделано?» (Объект-материал)
Большой круг: дерево, бумага, стекло, ткань, нитки.
Маленький круг: пирамидка, лампочка, книга, платье, носки.
«Определи форму» (Объект-форма)
Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом.
«Определи цвет»
Большой круг: зеленый, желтый, синий, красный, оранжевый, коричневый
Маленький круг: огурец, солнце, слива, морковь, картофель
Для детей 3-4 лет при определении объектов необходимо брать постоянные значения, которые не меняются.
Литература:
. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 1996.
. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А. А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 400 с